"Художественные направления и стили. Иконопись"
Глава третья - Великие имена - Тайная вечеря
В завершающемся жизненном пути Христа драматически ускоряется череда событий, уплотняется их содержательная емкость. Страстная неделя - последняя в земной жизни Иисуса, начавшаяся с торжественного входа в Иерусалим и встречей Его ликующим народом. Четверг Страстной недели - последний день, проведенный Иисусом с учениками. Христос отмечает Пасху за праздничной трапезой, но ясно видит неотвратимое приближение конца.
За ужином апостолы едят жертвенного агнца, традиционное пасхальное блюдо в память исхода евреев из Египта, не осознавая глубокой символичности происходящей на вечере трансформации древнего праздника в Новую Пасху с жертвой Христом. Согласно Евангелиям, вечеря происходила в доме одного из приверженцов Христа на восточной окраине Иерусалима.
Во время тайной вечери Иисуса с учениками происходит несколько событий, каждому из которых посвящается отдельный иконописный сюжет: сцена омовения ног, собственно праздничная трапеза и наставление Христом апостолов таинству причащения.
Представляемые иконы на тему Тайной вечери происходят из Троице-Сергиевой лавры, настоятель которой Никон, преемник Сергия Радонежского, призвал Андрея Рублева и Даниила Черного украсить восстановленный после татарского набега Троицкий собор, для которого лично Рублевым была написана «Троица».
Живописные достоинства иконостаса несомненны, но особенности затемненного и плотного письма, а также неточности в рисунке склоняют специалистов к предположению о лишь частичном участии великого мастера в исполнении иконных образов. Что неудивительно: Рублев был занят прежде всего написанием «Троицы».
Школа Андрея Рублева. Омовение ног. Начало XV в. Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, Сергиев Посад
Этот эпизод описан в Евангелии от Иоанна. Омывая ноги своих учеников, Христос дает им урок смирения гордыни, пример равенства всех сынов человеческих между собой и взаимного служения друг другу. Сидящий перед Христом Петр подносит руку к голове, как бы выказывая недоумение происходящим.
Художник не изображает нимбов у апостолов, намекая на их «непросветленность», с которой они расстанутся, как известно, только после Воскресения Христова, на пятидесятый день после сошествия на них Святого Духа. Несколько неловко и единообразно рассажены апостолы нижнего яруса. Обращает на себя внимание непосредственностью поведения ближайший к Христу апостол, с любопытством заглядывающий в чан с водой.
Школа Андрея Рублева. Тайная вечеря. Начало XV в. Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, Сергиев Посад
Этот сюжет, один из самых излюбленных в христианском искусстве, известен еще по росписям первых веков нашей эры в римских катакомбах. Особую значимость сюжета в русской иконописи определит его месторасположение в храме над Царскими вратами, которое утвердится с XVII века. Художник писал икону по прориси аналогичной иконы Благовещенского собора Московского Кремля с некоторым упрощением рисунка.
Круглый стол подчеркивает единение собравшихся на вечерю. Христос за трапезой произносит пророческие слова о предательстве Его Иудой, которого художник выделяет из числа присутствующих - нетерпеливым жестом: тот через весь стол тянется к чаше с жертвенным агнцем.
Мирянин Дионисий
Дионисий в отличие от Рублева был мирянином; известно, что работал он с сыновьями Феодосием и Владимиром. Многое восприняв от Рублева, Дионисий смог выработать самостоятельный стиль. Его характерный признак - богатейший колорит, отличающийся светлой палитрой и возвышенной праздничностью. Сама иконописная техника приобрела в его руках виртуозную сложность исполнения, светясь прозрачными, тончайшими слоями красок.
Среди достоверных работ великого живописца - чтимый на Руси образ Богоматери Одигитрии. «Родословная» этого иконографического типа начинается с портретного изображения Богоматери, сделанного, по преданию, апостолом-евангелистом Лукой. Оригинал или список с него был в период с 422 по 466 год привезен из Иерусалима в пределы Константинополя императрицей Евдокией, женой Феодосия Младшего, и помещался в специально построенном храме Одигон, что по-русски значит «храм вождей».
«Одигитрия» была главной святыней Византии, ее государственной эмблемой.
Дионисий. Одигитрия Вознесенского монастыря. 1482. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Русская копия греческой «Одигитрии», украшавшая местный ряд в Вознесенском монастыре Московского Кремля, в 1482 году пострадала во время пожара, и Дионисию было поручено заново переписать ее на той же доске, «в той же образ». Византийский характер первоисточника просматривается в классическом золотом фоне, традиционном темном пурпурно-коричневом мафории Богородицы, в правильных пропорциях фигур и чертах личного письма, которые под рукой мастера приобрели благородную отточенность.
Обе фигуры параллельны плоскости доски, Богоматерь и Младенец смотрят в глаза зрителю. Поясные фигуры архангелов Михаила и Гавриила благоговейно склонились перед живой Святыней.
Дионисий и его мастерская. Богоматерь Одигитрия. 1502-1503. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Этот вариант «Одигитрии» был написан Дионисием, или, по некоторым версиям, его учениками для местного ряда иконостаса собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре Белозерского края. Икона исполнена в новом, более празднично-эффектном изводе, представляющем большую редкость. В композиции отсутствуют архангелы, фигура Богоматери значительно укрупнена. Широкоплеч и крепок Младенец Христос, развернутый к Матери. Изменены все положения рук.
Необычайно красиво отделаны разноцветные одежды, сияющие золотом и словно светящиеся изнутри. Драгоценная кайма на мафории Богоматери стала главным отличием этого варианта. Распахнутый у груди, он открывает удлиненную тонкую шею, что придает образу особое изящество.
Продолжение »
|