"Художественные направления и стили. Иконопись"
Глава первая - Ранняя иконопись XII-XIII веков
Деисус небесный
Моление перед Христом осуществляется не только земными святыми, ходатайствующими за род человеческий, но и всем небесным сообществом, подвластным Подателю жизни и постоянно служащим Ему.
Само имя Иисуса имеет в древнееврейском языке особое смысловое значение, переводимое как «Господь спас, спасает, спасет». Можно заметить, что оно было очень редким у иудеев и только трижды встречается в Ветхом завете, отмечая выдающихся деятелей - Иисуса Навина, автора «Книги премудрости» Иисуса, сына Сирахова, а также первосвященника, вернувшегося из вавилонского плена.
Присутствие ангелов-«вестников», открывающих Божественные истины, удостоверяет предвечную сущность Сына в Отце до его воплощения на земле в образе человеческом. Этот важнейший христианский догмат служил поводом для сомнений и разнообразных толкований на всем протяжении христианской истории, провоцируя возникновение ересей, что вызывало необходимость особенно строгой и отточенно-ясной его иконографии.
Деисус оплечный. Архангел Михаил, Спас Эммануил, архангел Гавриил. Середина XII в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Не меньшим почитанием пользовался Деисус новгородского происхождения. Он воспроизводит другой иконографический вариант: архангелы, представляющие более высокий, по сравнению с ангелами, уровень в небесной иерархии, в служении склоняются перед отроком Иисусом. В архангельской паре первенство принадлежит Михаилу - он справа.
На прекрасных и почти неразличимо сходных архангельских ликах - одухотворенная печаль, предвозвещающая грядущее крестное испытание Христа, тогда как ребенок спокойно, с доверчивой улыбкой свидетельствует о своей совершенной природе. В Его облике соединяются взрослые пропорции черт лица и присущая детям округлость щек.
Христос в виде отрока именуется «Эммануил», что с древнееврейского переводится как «С нами Бог». Так назвал ветхозаветный пророк Исайя будущего спасителя иудейского народа, который должен происходить от Иессея, отца царя Давида, и родиться от Девы. Изображение Спаса Эммануила наглядно подтверждает это пророчество.
Благовещение
На Руси сложилось особенное почитание Богородицы, ее изображения по разнообразию сюжетов и их распространенности превосходят остальные. Господь, воплотившись в мир через Марию, по убеждению христиан, освятил собой Мать. К ней как единственной из живущих, удостоенной соединить собой небесное и земное, устремляются людские мольбы о помощи.
Мария оказалась Божьей избранницей уже с рождения. Отданная родителями в храм трех лет от роду, Пречистая Дева вела там беспорочный образ жизни, а оставив его, находилась на опекунском попечении престарелого Иосифа.
Весть ангела о грядущем рождении сына могла повергнуть в подобных обстоятельствах девицу в ужас: обычаи иудеев сурово осуждали внебрачные связи женщин. Но, услышав ангельскую весть, Мария смиренно соглашается с уготованной ей долей, полагаясь целиком на Бога.
В изображении одеяния Богоматери иконописцы следуют исторической достоверности, показывая ее в характерном для восточных женщин длиннополом платье, покрытой покрывалом-мафорием. Пурпурный цвет ее одежд и обуви представляют Богоматерь царственной особой. Обычно мафорий украшен золотой каймой и тремя звездами - на плечах и над челом, которые символизируют «троякое девство» Марии: до Рождества, в Рождестве и после Рождества.
Благовещение Устюжское. Фрагмент
Этот редкий вариант «Благовещения» дополнен изображением в верхней части иконы восседающей фигуры Господа в окружении Сил Небесных. Высшая воля воплощена знаменательно: от благословляющей Божьей руки к Марии простирается луч и являет на ее лоне Младенца Христа.
Древняя живопись уцелела не полностью. Утрачен трон за фигурой Марии и посох в левой руке архангела Гавриила - символ посланничества, его крылья написаны на новом левкасе в XVI веке, написаны умело, встроенно в авторский стиль.
Благовещение Устюжское. XII в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Истоки истории иконы ведут в новгородский Юрьев монастырь. Известно, что она по указанию Ивана Грозного была привезена в Москву для украшения Благовещенского собора Кремля. Свое название «Устюжская» она получила позднее, в XVTII веке, когда в ней «узнали» чудотворный образ Богородицы Устюжской - той самой, что упоминается в житии Святого Прокопия Устюжского.
Сверхъестественное событие воспроизведено в торжественном строе, подобающем величественной сцене встречи мира земного и мира небесного в единообразном знаменателе их физической данности: облик архангела, за исключением крыльев, подобен Деве Марии. Материальность образов персонажей композиции с их грузной фактурой словно подчеркивает реальность происходящего события. Мария изображена прядущей.
В ее руках красная пряжа, доставшаяся ей по жребию как самой достойной среди дев израилевых, избранной исполнять почетную миссию - ткать завесу для Иерусалимского храма.
Продолжение »
|