Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Художественные направления и стили. Иконопись"

Глава первая - Ранняя иконопись XII-XIII веков

  
Иоанн Предтеча
  

    Содержание:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

Деисус небесный

Моление перед Христом осуществляется не только земными святыми, ходатайствующими за род человеческий, но и всем небесным сообществом, подвластным Подателю жизни и постоянно служащим Ему. Само имя Иисуса имеет в древнееврейском языке особое смысловое значение, переводимое как «Господь спас, спасает, спасет». Можно заметить, что оно было очень редким у иудеев и только трижды встречается в Ветхом завете, отмечая выдающихся деятелей - Иисуса Навина, автора «Книги премудрости» Иисуса, сына Сирахова, а также первосвященника, вернувшегося из вавилонского плена. Присутствие ангелов-«вестников», открывающих Божественные истины, удостоверяет предвечную сущность Сына в Отце до его воплощения на земле в образе человеческом. Этот важнейший христианский догмат служил поводом для сомнений и разнообразных толкований на всем протяжении христианской истории, провоцируя возникновение ересей, что вызывало необходимость особенно строгой и отточенно-ясной его иконографии.

Деисус оплечный. Архангел Михаил, Спас Эммануил, архангел Гавриил. Середина XII в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Не меньшим почитанием пользовался Деисус новгородского происхождения. Он воспроизводит другой иконографический вариант: архангелы, представляющие более высокий, по сравнению с ангелами, уровень в небесной иерархии, в служении склоняются перед отроком Иисусом. В архангельской паре первенство принадлежит Михаилу - он справа. На прекрасных и почти неразличимо сходных архангельских ликах - одухотворенная печаль, предвозвещающая грядущее крестное испытание Христа, тогда как ребенок спокойно, с доверчивой улыбкой свидетельствует о своей совершенной природе. В Его облике соединяются взрослые пропорции черт лица и присущая детям округлость щек. Христос в виде отрока именуется «Эммануил», что с древнееврейского переводится как «С нами Бог». Так назвал ветхозаветный пророк Исайя будущего спасителя иудейского народа, который должен происходить от Иессея, отца царя Давида, и родиться от Девы. Изображение Спаса Эммануила наглядно подтверждает это пророчество.

Благовещение

На Руси сложилось особенное почитание Богородицы, ее изображения по разнообразию сюжетов и их распространенности превосходят остальные. Господь, воплотившись в мир через Марию, по убеждению христиан, освятил собой Мать. К ней как единственной из живущих, удостоенной соединить собой небесное и земное, устремляются людские мольбы о помощи. Мария оказалась Божьей избранницей уже с рождения. Отданная родителями в храм трех лет от роду, Пречистая Дева вела там беспорочный образ жизни, а оставив его, находилась на опекунском попечении престарелого Иосифа. Весть ангела о грядущем рождении сына могла повергнуть в подобных обстоятельствах девицу в ужас: обычаи иудеев сурово осуждали внебрачные связи женщин. Но, услышав ангельскую весть, Мария смиренно соглашается с уготованной ей долей, полагаясь целиком на Бога. В изображении одеяния Богоматери иконописцы следуют исторической достоверности, показывая ее в характерном для восточных женщин длиннополом платье, покрытой покрывалом-мафорием. Пурпурный цвет ее одежд и обуви представляют Богоматерь царственной особой. Обычно мафорий украшен золотой каймой и тремя звездами - на плечах и над челом, которые символизируют «троякое девство» Марии: до Рождества, в Рождестве и после Рождества.

Благовещение Устюжское. Фрагмент
Этот редкий вариант «Благовещения» дополнен изображением в верхней части иконы восседающей фигуры Господа в окружении Сил Небесных. Высшая воля воплощена знаменательно: от благословляющей Божьей руки к Марии простирается луч и являет на ее лоне Младенца Христа. Древняя живопись уцелела не полностью. Утрачен трон за фигурой Марии и посох в левой руке архангела Гавриила - символ посланничества, его крылья написаны на новом левкасе в XVI веке, написаны умело, встроенно в авторский стиль.

Благовещение Устюжское. XII в. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Истоки истории иконы ведут в новгородский Юрьев монастырь. Известно, что она по указанию Ивана Грозного была привезена в Москву для украшения Благовещенского собора Кремля. Свое название «Устюжская» она получила позднее, в XVTII веке, когда в ней «узнали» чудотворный образ Богородицы Устюжской - той самой, что упоминается в житии Святого Прокопия Устюжского. Сверхъестественное событие воспроизведено в торжественном строе, подобающем величественной сцене встречи мира земного и мира небесного в единообразном знаменателе их физической данности: облик архангела, за исключением крыльев, подобен Деве Марии. Материальность образов персонажей композиции с их грузной фактурой словно подчеркивает реальность происходящего события. Мария изображена прядущей. В ее руках красная пряжа, доставшаяся ей по жребию как самой достойной среди дев израилевых, избранной исполнять почетную миссию - ткать завесу для Иерусалимского храма.   Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet