Ветелев Александр Андреевич. "Троица" Рублева.
Продолжение
|
|
|
|
Если бог Отец изображен до воплощения единородного Сына своего, точнее - в начале выполнения решения Предвечного Совета о спасении мира и человека, то Христос изображен уже после своего воплощения. Он изображен не как только готовый принять предложение Отца о принесении себя в жертву, а как уже и выполнивший это предложение. Он восседает на своем троне как победитель над грехом, проклятием и смертью. Восседает величественно, нимало не склоняясь над престолом, осыпанный россыпью "мерцающего золота" и озаренный ликующим малиново-красочным сиянием окружающего света. Он победно держит в своей длани жезл, не позволяя ему уклониться ни вправо, ни влево. Удерживая десницу на приподнятом колене правой ноги, он указывает, что Агнец не вне его, что он и есть Агнец и что он уже принес себя в жертву. Два перста правой длани указывают, благословляя, уже на евхаристическую бескровную жертву, долженствующую приноситься в церкви, согласно завещанию его самого - "творить" эту бескровную жертву "в Его воспоминание".
Особое значение в иконописном изображении Христа имеет выражение лика и устремленность взора. Божественная скорбь как бы растворяется на лике Спасителя в радости и торжестве победы, оставляя, однако, еще свою тень, свои следы на этом божественном лике.
Куда устремлен выразительный взор Христа? Он устремлен вдаль, в глубину времен. Взор Христа - домостроительный. Он созерцает и прошлое, и настоящее, и будущее. Он зрит и свое воплощение, с его крещением, преображением, Голгофой, воскресением и вознесением, как и вновь седение на престоле, как свое настоящее.
Прекрасной иллюстрацией и вместе с тем комментарием к изображению Христа на иконе Святая Троица может служить изображение его на иконе Андрея Рублева Спас в силах. Там и здесь решение Предвечного Совета выполнено. Жертвенная любовь Спасителя проявлена. Спасение "совершено". Церковь создана. Двери храма для всех открыты (на иконе Святая Троица). Созерцая все это, Христос не может не созерцать и будущее в силу неотделимости его от прошлого и настоящего. Христос зрит и свое славное Второе пришествие, когда на суде божием "раскроются все книги" судеб человеческих и когда каждый из людей осудится "делами и словами" земной своей жизни.
И тогда вновь любовь Отца небесного на этом троичном, но уже судном Совете будет обращена поворотом главы и взора его к возлюбленному Сыну, чтобы "стереть всякую слезу" у всех достойных войти в любовь божию, а тем самым в "новый", горний Иерусалим, который мы уже и теперь "взыскуем".
Правый ангел - святой Дух, Утешитель, третья ипостась святой Троицы...
Из всех трех ипостасей святой Дух имеет наиболее скорбно-задумчивый вид. Фигура его наиболее наклонена над престолом, а голова настолько, что взору его трудно узреть что-либо, кроме чаши с жертвенным Агнцем. Жезл как бы лишился опоры в левой руке и склонился на плечо. Сильно склонилось и правое крыло к крылу Отца, как бы ища опоры и поддержки. Неустойчиво восседает он и на троне, полузанимая его. Над головой нависает второй, как бы отягчающий его нимб. Правая рука всей дланью (всеми перстами) опустилась на престол, как бы категорически утверждая и символически изображая, что жертва искупительная уже принесена, что искупление совершилось, что Церковь, на Христе, как "на камне", основанная, располагает уже всеми благодатными дарами, что человек имеет все возможности принять благодатное участие в спасении и себя и своих близких.
Этими особенностями изображения святого Духа иконописец дает нам основание заключить, что он изображает его как ипостась божию, и по сей день действующую в мире и Церкви Христовой.
В действии Церкви Христовой немало зависит и от человека, от его свободного произволения идти путем послушания воле божией и использования благодатных даров святого Духа или идти путем противления ей.
В спасении человека участвуют и бог и человек. Человек не только объект, но и субъект спасения. Его свободное противление воле божией в деле спасения мира и человека всегда являлось и является самым скорбным фактом мировой истории. На изображение святого Духа нашим иконописцем и пала тень этого скорбного факта. Как отвечает святой Дух на этот факт? Отвечает усилением своей скорби и сострадательной любви к человеку. Святому Духу не свойственно, однако, быть в сфере созерцания только прошлого и настоящего. Для него, как и для Сына божия, открыто и будущее. Не представляется ли скорбному взору Утешителя и то время, когда останется на земле только "малое стадо" Христово... когда не количество, а качество будет определять состав "стада" Христова, а тем самым определять и последние сроки в судьбе мира и человека?!
Не узрит ли Утешитель и другие судьбы человечества, долженствующие наступить после Второго славного пришествия Сына божия, когда уже не будет на "новом" небе и "новой" земле "ни плача, ни вопля, ни болезни" и когда "будет Бог все во всем"?! Любовь божия безгранична и вечна. Она не оставляет человека без участия и помощи во временной, земной жизни, не оставит его и в вечной, загробной, оставаясь сама сострадательной, состраждущей, возвышенно-скорбной.
Вот обо всем этом и говорит скорбно-печальный лик Утешителя. Это же подтверждает скорбно-спокойный и величавый лик Отца. Об этом же вещает скорбно-светлый, победный лик Спасителя. Этому же посвящена сокровенная беседа божественных ипостасей.
Не строгое и непреклонное, не суровое и властное божество зовет и ожидает человека на иконе Андрея Рублева, а трижды прекрасное и светоносное, трижды любящее и благое, трижды скорбное и зовущее к миру, любви, к преодолению "ненавистной розни" и всякой вражды."
Список статей о "Троице" Рублева:
1) Муратов П.П.
2) Пунин Н.Н.
3) Трубецкой Е.Н.
4) Флоренский П.А.
5) Олсуфьев Ю.А. - стр.2
6) Щепкин В.Н. - стр.2 - стр.3
7) Щекотов Н.М. - стр.2 - стр.3 - стр.4
8) Тарабукин Н.М. - стр.2
9) Грабарь И.Э. - стр.2
10) Сычев Н.П. - стр.2
11) Малицкий Н.В.
12) Пуришев Б.И. - стр.2
13) Василенко В.М.
14) Успенский Л.А.
15) Голубцов В.А. - стр.2
16) Демина Н.А. - стр.2 - стр.3
17) Лазарев В.Н. - стр.2 - стр.3 - стр.4
18) Алпатов М.В. - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5
19) Дунаев Г.С.
20) Ильин М.А.
21) Ветелев А.А. - стр.2 - стр.3
|