Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


Голубцов Николай Александрович. "Троица" Рублева.

  
Святая Троица
  

В сентябре 1960 года по решению ЮНЕСКО отмечалось предполагаемое шестисотлетие со дня рождения Андрея Рублева. Активное участие в торжествах принимала русская православная церковь. От популярных работ, опубликованных в церковных журналах, авторы которых чаще всего пересказывают статьи и книги П.А.Флоренского, Ю.А.Олсуфьева, И.Э.Грабаря, В.Н.Лазарева и М.В.Алпатова, выгодно отличается капитальное исследование Н.А.Голубцова "Пресвятая Троица и домостроительство. (Размышления зрителя у иконы Святая Троица Андрея Рублева)". Размышления, написанные в 1956-1959 годах, незадолго до юбилея, пока не изданы. Но в 1960 году вышла небольшая статья того же автора, где конспективно, в общих чертах, излагаются основные положения упомянутого исследования. Николай Александрович Голубцов (1900-1963) высказывает убеждение, что икона в целом и в составляющих ее частях выражает догматические определения. Сохраняя внешний вид библейского предания, она, однако, прообразует его в чисто новозаветные представления. Это прежде всего образ триипостасного божества, причем Н.А.Голубцов считает и старается доказать, что средний ангел в иконе Рублева олицетворяет собою бога Отца, а левый ангел - Христа.
Троица изображена как Предвечный Совет, решением которого начинается домостроительство, или путь спасения человека жертвенной смертью Христа. Бог Отец обращается к Сыну, посылает его в мир, а Сын выражает готовность к жертве, освящаемой содействием святого Духа. Сосредоточением фигур и положением десниц вокруг чаши на жертвенном престоле-трапезе утверждается мысль об искуплении. В указанном исследовании и отчасти в изданной статье немало точных наблюдений и обоснованных толкований, без которых невозможно правильное понимание иконы. Н.А.Голубцов верно заметил, что произведение Рублева в силу ограниченности избранных им фигур и предметов требовало от него чрезвычайно ответственного подхода к воплощению поставленной перед ним задачи в этой скупой на первый взгляд композиции. "Творческая мысль, - говорит автор,- идет путем углубления содержания, умножения богатства идей, уплотнения символов и технических приемов многоразличными значениями".
Поскольку нет возможности исчерпать содержание исследования Н.А.Голубцова даже в обширных выдержках, нами приводится краткая, но выразительная характеристика иконы из его изданной статьи-конспекта.
Николай Александрович Голубцов - сын известного в начале текущего столетия ученого А.П.Голубцова, внесшего существеннейший вклад в разработку литургики и церковной археологии. Из той же семьи вышел еще один историк - Павел Александрович Голубцов (в монашестве Сергий, с 1956 года - архиепископ Новгородский и Старорусский). И он является автором специальной работы о творении Рублева (Воплощение богословских идей в творчестве преподобного Андрея Рублева. - Богословские труды, 22. М., 1981), которая нами лишь упоминается, но не перепечатывается из-за очевидной скованности ее языка. Согласно этому автору, три лица Троицы на иконе Рублева определяются слева направо (от зрителя) таким образом: Христос, святой Дух, бог Отец. О Н.А. и П.А.Голубцовых см. в "Журнале Московской патриархии": 1963, № 11, с. 22 - 23 и 1982, № 10, с. 18 23.

"Икона Святая Троица не только великое произведение искусства, но и яркое проявление религиозного сознания в иконописи. Выразителем этого сознания является инок Андрей, о жизни которого мы, к сожалению, мало знаем... Ко времени написания иконы Святая Троица Андрей Рублев был не только прославленным мастером, но и мужем, достигшим высокой духовной жизни. Современник свидетельствует о его даре созерцания, благодатном состоянии безмолвия. Образ святой Троицы созревал в чистой душе как жемчуг в жемчужнице. Верою постигал Андрей Рублев то, что, по слову св. Исаака Сирианина, открывается уму человеческому на пути благодатного духовного ведения. Он был и "живописцем преизрядным", и духоносным мыслителем, молитвенным созерцателем божественных тайн, который "богословствовал в красках". Летописцы называют его "смиренным" и "чудным" старцем, "в добродетели совершенным", "всех превосходящим в мудрости", преподобным.
На иконе Святая Троица изображены три ангела, облеченные равною силою и властию многою, восседающие на тронах... Единство их внутреннего состояния передано серьезностью выражения лиц с оттенком скорби, сосредоточенностью мысли, глубоким безмолвием и в то же время проявлением воли через движение десниц. Ангелов объединяет какая-то единая глубокая мысль, побуждающая к действию. Взаимным пристальным взором подтверждается общение мысли, взаимное обсуждение, единство восприятия. Единство мысли, действия и движения свидетельствуется положением десниц ангелов: направление движения их строго согласовано, оно выражает единое мнение, принятое определение... Непередаваемо первое впечатление от иконы Андрея Рублева: впечатление неземного величия и царственного достоинства божественных лиц. Состоянием безмолвия, внутреннего созерцания подчеркивается вечная, неизменная, всеблаженная жизнь святой Троицы. Отсутствием какого-либо стремительного движения выражается идея непоколебимости, постоянства, всемогущества божия...
Высочайший ум, божественное достоинство, единосущие, всемогущество, равенство, равночестие, непрестающее промышление о мире изображены тожественным образом в лице каждого ангела. Можно сказать, что здесь в живописном образе выражено определение святой Троицы, данное св. Григорием Богословом: "Слово Троица обозначает не счет вещей неравных, но совокупность равных и равночестных, причем наименование соединяет то, что соединено по естеству". Безмолвие, бесстрастие ангелов в ликах - это отражение созерцательной мысли божества, а всемогущая творческая деятельность ипостасей выражается во всем остальном, и прежде всего в символике красок. Каждый ангел облачен в одежду особого цвета, но с обязательным наличием "голубца". Основных цветов не так уже много, но благодаря искусному сочетанию тонов и яркости красок икона производит огромное впечатление.
Взоры ангелов не устремлены на зрителя или в сторону, как на большинстве других икон, изображающих Троицу, а друг на друга и в определенной последовательности. Взорами представлено взаимное обращение и постоянное общение ипостасей. На иконе средний ангел обращается к правому от него ангелу и взором и поворотом головы; правый ангел обращается к левому и левый ангел обращается тоже к правому.
Продолжение этой статьи »


Список статей о "Троице" Рублева:

1) Муратов П.П.
2) Пунин Н.Н.
3) Трубецкой Е.Н.
4) Флоренский П.А.
5) Олсуфьев Ю.А. - стр.2
6) Щепкин В.Н. - стр.2 - стр.3
7) Щекотов Н.М. - стр.2 - стр.3 - стр.4
8) Тарабукин Н.М. - стр.2
9) Грабарь И.Э. - стр.2
10) Сычев Н.П. - стр.2
11) Малицкий Н.В.
12) Пуришев Б.И. - стр.2
13) Василенко В.М.
14) Успенский Л.А.
15) Голубцов В.А. - стр.2
16) Демина Н.А. - стр.2 - стр.3
17) Лазарев В.Н. - стр.2 - стр.3 - стр.4
18) Алпатов М.В. - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5
19) Дунаев Г.С.
20) Ильин М.А.
21) Ветелев А.А. - стр.2 - стр.3




"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet