Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


Пунин Николай Николаевич. "Троица" Рублева.

  
Святая Троица
  

Николай Николаевич Пунин (1888-1953) наряду с П.П.Муратовым и Н.М.Щекотовым был одним из первых, кто осознал исключительную эстетическую ценность древнерусской живописи. Отрицая методы иконографической школы Н.В.Покровского и Н.П.Кондакова, для которых иконопись была предметом церковно-археологического изучения, Н.Н.Пунин стремится заинтересовать читателя своеобразной поэтикой русской иконы. По убеждению автора, понять мировоззрение древнерусского художника невозможно без пристального изучения формального языка его произведений. Статья Н.Н.Пунина о Рублеве впервые напечатана в петербургском журнале "Аполлон" в 1915 году. В 1916-м она вышла отдельным изданием, а в 1976-м заново опубликована в посмертном сборнике статей. В свое время эта работа имела шумный успех, поскольку после выставки русского искусства 1913 года в Москве, где экспонировалось более ста расчищенных икон, в передовых кругах общества началось невиданное ранее увлечение русской художественной стариной.
Очерк Н.Н.Пунина о Рублеве написан на третий год его самостоятельного выступления в печати, и здесь легко обнаруживаются следы незрелости автора. Заметим также, что Н.Н.Пунин поставил трудную задачу дать общее представление об искусстве Рублева на примере только одной приписываемой ему иконы - "Троицы". Другие произведения Рублева в это время были еще не найдены либо находились под записями XIX века. Но характеристика "Троицы" подкупает нас неподдельностью чувства и желанием автора как можно лучше оттенить деликатную красоту живописи Рублева. Очевидные элементы символизма в стиле статьи не заслоняют сущности иконы, так как новый подход к древнерусской живописи получает свое оправдание в истолковании темы Троицы самим художником.
Литературное наследие Н.Н.Пунина долгое время находилось в забвении, и только сравнительно недавний выход из печати сборника его статей о русской живописи, где имеются творческая биография Н.Н.Пунина и полный перечень его работ, возбудил новый интерес к этому замечательному критику и ученому.

"На доске изображена в традиционной византийской иконографической схеме ветхозаветная Троица, выделенная из сцены явления Аврааму трех ангелов под дубом Мамврийским как образ Господней трапезы или как прообраз евхаристии. Ангелы в одеяниях густого теплого тона - медленны и нежны движения рук - сидят на высоких седалищах вокруг трапезы, склоняя с бесконечной грацией убранные пышными высокими прическами головы и с какой-то меланхолически строгой задумчивостью устремляя глаза в немую и тихую вечность. В иконе нет ни движения, ни действия - это триединое и неподвижное созерцание, словно три души, равной полноты духа или ведения, сошлись, чтобы в мистической белизне испытать свое смирение и свою мудрость перед жизнью, ее страданиями и ее скорбью. Ангелы даже не имеют внутренних, нестилистических отношений друг к другу, они только повторяют трижды одну и ту же душевную тишину, и от этого повторения сила этих молчаний приобретает величие, тишина ширится, покрывает собою всю икону, все горизонты мира, небо и пространства между звезд. Покоренные ею горы и символическое дерево склоняются, следуя ангельским движениям, замыкают их собою, образуют единственный ритм всей композиции, усиливающийся усталым спокойствием ангельских крыл. В этом словно все время нарастающем движении линий, в невозмущенной тишине душевного мира, в безболезненно чистом созерцании одиноких и остро печальных ликов вычерчивается незаметными, едва ощутимыми линиями индивидуальная сущность каждого из трех посланцев неба; пусть это - одна душа, но у нее три формы, и она трепещет по-разному в этих формах, подобно тому как свет месяца по-разному трепещет в приходящих и уходящих волнах. Это тончайшее разделение внутренне и внешне связанных состояний духа в сущности и есть художественное содержание иконы, ее тема, ее идея, идея совершенно исключительная по глубине и крайне сложная в выражении.
Как долго и как внимательно ни изучаешь икону св. Троицы, ее нежная грация, ее вдохновенная мистическая сила не перестают волновать воображение; можно приподнять слой за слоем черты ее стиля, можно раскрыть ее содержание, но и после долгого и тщательного анализа остается еще нечто, что придает этому памятнику очарование, по-видимому, неисчерпаемое. Словно жизнь продолжает питать эти линии, эти лики, и каждый новый день ложится на них светом своих лучей, горестью своих забот и тоскою своего умирания. Эта зыбкая небесно-светлая красота сама по себе уже говорит о том, что мы имеем дело с памятником, созданным необычайно высокой творческой волей. Дело, конечно, не в чистоте стиля всего памятника, ибо как раз чистота стиля и не служит признаком большого вдохновения. Пусть некоторые исследователи и находят, что икона св. Троицы несколько суха (формы драпировок), а иконописный шаблон уже намечается во всех деталях иконы. Нас поражает выразительность и непосредственность замысла, язык самой живописи, живая сила вдохновения - а при наличности таких условий нет никаких оснований отрицать величие гения, создавшего эту икону."


Список статей о "Троице" Рублева:

1) Муратов П.П.
2) Пунин Н.Н.
3) Трубецкой Е.Н.
4) Флоренский П.А.
5) Олсуфьев Ю.А. - стр.2
6) Щепкин В.Н. - стр.2 - стр.3
7) Щекотов Н.М. - стр.2 - стр.3 - стр.4
8) Тарабукин Н.М. - стр.2
9) Грабарь И.Э. - стр.2
10) Сычев Н.П. - стр.2
11) Малицкий Н.В.
12) Пуришев Б.И. - стр.2
13) Василенко В.М.
14) Успенский Л.А.
15) Голубцов В.А. - стр.2
16) Демина Н.А. - стр.2 - стр.3
17) Лазарев В.Н. - стр.2 - стр.3 - стр.4
18) Алпатов М.В. - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5
19) Дунаев Г.С.
20) Ильин М.А.
21) Ветелев А.А. - стр.2 - стр.3




"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet