Ветелев Александр Андреевич. "Троица" Рублева.
Продолжение
|
|
|
|
Изначальным, предначертанным моментом спасительной жертвы Христовой явился именно этот Предвечный Совет святой Троицы. Это знали святые отцы. Этого не мог не знать и богомудрый инок Андрей.
Здесь-то, в этой именно идее Предвечного Совета, и был найден нашим иконописцем ключ к решению задачи композиционного и идейного изображения святой Троицы. И вот мы и созерцаем на его иконе Совет пресвятой Троицы. Но не тот изначальный, недоведомый и неизобразимый Совет, который предшествовал созданию мира, а Совет, который сам иконописец условно изобразил как домостроительно приуроченный к "ходу времени", к важнейшим историческим моментам в божием домостроительстве спасения человека.
Таким образом, икона Святая Троица имеет глубокий домостроительный смысл. Она символически изображает дело нашего спасения в лицах, временах и событиях, самых важных и решающих.
Вместе с тем дивное творение инока Рублева носит на себе печать вневременности, вечности. С его иконы на нас смотрит триипостасное божество. Для безначального, вечного бога нет времени. Время царит там, где происходит процесс непрерывных изменений с отмиранием старого и появлением нового. Бог же, как абсолютное существо, неизменен и тем самым вневременен.
Такой вневременностью, такой напоенностью и завершенностью внутренней жизни божества и дышит икона духоносного инока. И именно этими качествами трии-постасного божества - жертвенностью взаимной любви, нерушимостью мира, нераздельностью единства и полнотой божественного покоя - и производит Святая Троица наибольшее впечатление на зрителя. Все временное, преходящее в содержании иконы связано с человеком, с его спасением. Хотя самого человека и нет на иконе, но он незримо присутствует в ней. Спасение человека, совершающееся в условиях времени, вытекает в изображении Рублева из недр вечной жертвенной любви бога к человеку. Самые основные жизненные проблемы своего времени ("ненавистная рознь", татарское нашествие, голод и пр.) вдохновенный инок также стремится решить при помощи вечности: показа людям высочайшей, вечной божией любви, мира, единства в ипостасных отношениях божества. Так вечное и временное переплетаются и сожительствуют в бессмертном творении нашего инока.
Икона Святая Троица светоносна и красочна. Она полна дивного сочетания света и красочной расцветки. Чарует гамма нежнейших, благоухающих цветов-самоцветов. Основных красок немного, но многообразны их взаимодействия, сочетания, переходы, переливы, оттенки и их созвучия. Это создает живое, трепещущее красочно-цветовое богатство иконы и вызывает особое внимание и неотрывное притяжение к иконе.
Высочайшие, "горние" умы на иконе Святая Троица как бы погружены в глубокое размышление, в созерцание домостроительных тайн, в сокровенное внутреннее взаимное общение. Они едины в своей сосредоточенности, в этом молчаливом, интимно-скрытном, скорбном священном диалоге с собой, друг с другом, со своим зрителем и со всем остальным миром.
Центральный ангел изображает... первую ипостась святой Троицы - бога Отца. Искусным приемом (увеличением высоты седалища-трона) иконописец делает его выше других, как бы желая тем показать его безначальность и самобытность. Он - Творец и Вседержитель, что символизируется не только специфичностью его одеяния, но и державным поворотом главы в сторону Сына и величественным изгибом правой руки (десницы) в сторону святого Духа и жертвенного агнца. Эти жесты (поворот и изгиб) свидетельствуют, что бог Отец - объединяющее начало ипостасей - составляет с ними единое божество.
Бог Сын вечно рождается от Отца, бог Дух святой вечно исходит от него. Это создает необходимость мыслить бога Отца центральным, находящимся между Сыном и святым Духом на равном от них расстоянии.
Бог возлюбил мир прежде создания его и по этой любви и создал его. И когда человек, этот венец творения, стал погибать от заблуждений своих, тогда Отец послал в мир Сына своего возлюбленного. Движение этой любви Отца (к Сыну и человеку) мы и видим на иконе. Любя Сына, Отец делает поворот главы в его сторону, как бы скорбя за него и в.то же время склоняя к искупительному подвигу. Любя погибающее создание свое, он указывает перстом руки на агнца как на жертву, как на средство, долженствующее освободить человека от греха и всех тяжких последствий его. С движения именно его главы, его длани и его перстов начинает свою откровенную жизнь святая Троица на иконе нашего боголюбивого инока.
Естественно думать, что изображение бога Отца на этой иконе приурочено к этому времени в домостроительстве божием, то есть ко времени воплощения Сына божия.
Левый (для зрителя) ангел - Сын божий, Иисус Христос, Спаситель мира, вторая ипостась божества.
Продолжение этой статьи »
Список статей о "Троице" Рублева:
1) Муратов П.П.
2) Пунин Н.Н.
3) Трубецкой Е.Н.
4) Флоренский П.А.
5) Олсуфьев Ю.А. - стр.2
6) Щепкин В.Н. - стр.2 - стр.3
7) Щекотов Н.М. - стр.2 - стр.3 - стр.4
8) Тарабукин Н.М. - стр.2
9) Грабарь И.Э. - стр.2
10) Сычев Н.П. - стр.2
11) Малицкий Н.В.
12) Пуришев Б.И. - стр.2
13) Василенко В.М.
14) Успенский Л.А.
15) Голубцов В.А. - стр.2
16) Демина Н.А. - стр.2 - стр.3
17) Лазарев В.Н. - стр.2 - стр.3 - стр.4
18) Алпатов М.В. - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5
19) Дунаев Г.С.
20) Ильин М.А.
21) Ветелев А.А. - стр.2 - стр.3
|