Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


Ветелев Александр Андреевич. "Троица" Рублева.

Продолжение

  
Святая Троица
  

Изначальным, предначертанным моментом спасительной жертвы Христовой явился именно этот Предвечный Совет святой Троицы. Это знали святые отцы. Этого не мог не знать и богомудрый инок Андрей. Здесь-то, в этой именно идее Предвечного Совета, и был найден нашим иконописцем ключ к решению задачи композиционного и идейного изображения святой Троицы. И вот мы и созерцаем на его иконе Совет пресвятой Троицы. Но не тот изначальный, недоведомый и неизобразимый Совет, который предшествовал созданию мира, а Совет, который сам иконописец условно изобразил как домостроительно приуроченный к "ходу времени", к важнейшим историческим моментам в божием домостроительстве спасения человека. Таким образом, икона Святая Троица имеет глубокий домостроительный смысл. Она символически изображает дело нашего спасения в лицах, временах и событиях, самых важных и решающих. Вместе с тем дивное творение инока Рублева носит на себе печать вневременности, вечности. С его иконы на нас смотрит триипостасное божество. Для безначального, вечного бога нет времени. Время царит там, где происходит процесс непрерывных изменений с отмиранием старого и появлением нового. Бог же, как абсолютное существо, неизменен и тем самым вневременен.
Такой вневременностью, такой напоенностью и завершенностью внутренней жизни божества и дышит икона духоносного инока. И именно этими качествами трии-постасного божества - жертвенностью взаимной любви, нерушимостью мира, нераздельностью единства и полнотой божественного покоя - и производит Святая Троица наибольшее впечатление на зрителя. Все временное, преходящее в содержании иконы связано с человеком, с его спасением. Хотя самого человека и нет на иконе, но он незримо присутствует в ней. Спасение человека, совершающееся в условиях времени, вытекает в изображении Рублева из недр вечной жертвенной любви бога к человеку. Самые основные жизненные проблемы своего времени ("ненавистная рознь", татарское нашествие, голод и пр.) вдохновенный инок также стремится решить при помощи вечности: показа людям высочайшей, вечной божией любви, мира, единства в ипостасных отношениях божества. Так вечное и временное переплетаются и сожительствуют в бессмертном творении нашего инока.
Икона Святая Троица светоносна и красочна. Она полна дивного сочетания света и красочной расцветки. Чарует гамма нежнейших, благоухающих цветов-самоцветов. Основных красок немного, но многообразны их взаимодействия, сочетания, переходы, переливы, оттенки и их созвучия. Это создает живое, трепещущее красочно-цветовое богатство иконы и вызывает особое внимание и неотрывное притяжение к иконе. Высочайшие, "горние" умы на иконе Святая Троица как бы погружены в глубокое размышление, в созерцание домостроительных тайн, в сокровенное внутреннее взаимное общение. Они едины в своей сосредоточенности, в этом молчаливом, интимно-скрытном, скорбном священном диалоге с собой, друг с другом, со своим зрителем и со всем остальным миром. Центральный ангел изображает... первую ипостась святой Троицы - бога Отца. Искусным приемом (увеличением высоты седалища-трона) иконописец делает его выше других, как бы желая тем показать его безначальность и самобытность. Он - Творец и Вседержитель, что символизируется не только специфичностью его одеяния, но и державным поворотом главы в сторону Сына и величественным изгибом правой руки (десницы) в сторону святого Духа и жертвенного агнца. Эти жесты (поворот и изгиб) свидетельствуют, что бог Отец - объединяющее начало ипостасей - составляет с ними единое божество. Бог Сын вечно рождается от Отца, бог Дух святой вечно исходит от него. Это создает необходимость мыслить бога Отца центральным, находящимся между Сыном и святым Духом на равном от них расстоянии.
Бог возлюбил мир прежде создания его и по этой любви и создал его. И когда человек, этот венец творения, стал погибать от заблуждений своих, тогда Отец послал в мир Сына своего возлюбленного. Движение этой любви Отца (к Сыну и человеку) мы и видим на иконе. Любя Сына, Отец делает поворот главы в его сторону, как бы скорбя за него и в.то же время склоняя к искупительному подвигу. Любя погибающее создание свое, он указывает перстом руки на агнца как на жертву, как на средство, долженствующее освободить человека от греха и всех тяжких последствий его. С движения именно его главы, его длани и его перстов начинает свою откровенную жизнь святая Троица на иконе нашего боголюбивого инока.
Естественно думать, что изображение бога Отца на этой иконе приурочено к этому времени в домостроительстве божием, то есть ко времени воплощения Сына божия. Левый (для зрителя) ангел - Сын божий, Иисус Христос, Спаситель мира, вторая ипостась божества.
Продолжение этой статьи »


Список статей о "Троице" Рублева:

1) Муратов П.П.
2) Пунин Н.Н.
3) Трубецкой Е.Н.
4) Флоренский П.А.
5) Олсуфьев Ю.А. - стр.2
6) Щепкин В.Н. - стр.2 - стр.3
7) Щекотов Н.М. - стр.2 - стр.3 - стр.4
8) Тарабукин Н.М. - стр.2
9) Грабарь И.Э. - стр.2
10) Сычев Н.П. - стр.2
11) Малицкий Н.В.
12) Пуришев Б.И. - стр.2
13) Василенко В.М.
14) Успенский Л.А.
15) Голубцов В.А. - стр.2
16) Демина Н.А. - стр.2 - стр.3
17) Лазарев В.Н. - стр.2 - стр.3 - стр.4
18) Алпатов М.В. - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5
19) Дунаев Г.С.
20) Ильин М.А.
21) Ветелев А.А. - стр.2 - стр.3




Реклама:
» 

"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet