Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


Олсуфьев Юрий Александрович. "Троица" Рублева.

Продолжение

  
Святая Троица
  

Поскольку речь идет о художественном образе, натура будет изменена творчеством, и эти изменения, эти деформации, которые мы называем диатаксическими, в отличие от оптических, вызванных условиями зрения, будут разниться между собою лишь в качественности и степенях отвлечения от натуры во имя постижения прекрасного, заключенного в существе явления.
Задавшись целью рассмотреть линейные деформации в иконе Троицы Рублева, мы обращаемся лишь к одной из сторон деформации, но и эта сторона, прослеженная на одном из высших творений иконописи, нас убеждает, поскольку речь идет о деформациях диатаксических, в синтезирующем смысле каждой линейной детали, составляющем один из отличительнейших признаков иконописи. Спешим оговориться, что предметом нашего исследования будут лишь важнейшие линейные деформации, наблюдаемые в этом произведении,-деформации в направлениях линий, в их положениях и в их взаимных отношениях.
Икона Троицы состоит, как и всякое произведение иконописи, из элементов графики и цвета. Графика дает внешние и внутренние контуры, цвета заполняют пространства, заключенные в контуры; пространство же, свободное от контуров, представляет фон, в иконописи лучших эпох покрытый золотом и представляющий, по иконописной терминологии, "свет". Из перечисленных творческих элементов одни относятся к архитектонике, другие к деталям, но это так лишь относительно, так как в сущности те же элементы всегда содержат то и другое значение для произведения с тем или иным преобладанием. Так, например, в творческом взаимодействии внешних контуров трех ангелов в иконе Троицы сказывается их архитектоническое значение, но те же контуры, взятые, в отдельности, имеют значение и частное для каждой фигуры и являются уже деталью по отношению к целому. Мы взяли наглядный пример двоякого значения контура, но если обратиться к любой детали... то и она, обладая частным значением... тем не менее одновременно входит в состав тех элементов, из которых слагается впечатление целого, следовательно, в какой-то мере одновременно входит в состав архитектоники. В этом подчинении частностей общему замыслу уже кроется первый признак диатаксической деформации.
Переходя от ... формальных признаков деформации к признакам более внутренним, мы делаем следующие наблюдения. Средняя фигура определяется не только своим центральным положением, но и монументальностью, впечатление которой достигается расширением базы фигуры выступающим за пределы торса правым рукавом, не отделенным, однако, от торса, а затем - выступом левого колена, по-видимому, несколько приподнятого от наличия не видного из-за стола подножия. Правый контур ангела, представляющий как бы нарастающую волну и кончающийся внизу крутой дугой, обрисовывающей рукав согнутой правой руки, десницы, придает фигуре могучесть, впечатление которой усиливается мощной гибкостью открытой шеи и поворотом склоненной головы при вертикальности и неподвижности всей фигуры. Боковые ангелы обращены к среднему, и их головы к нему склонены. Правый ангел тупым углом, образуемым его левым контуром, замыкает собою или приемлет как обращенный на него взор среднего ангела, так и направление его могущества, сообщаемое преимущественно выгибом его правой руки. Правый ангел еще характеризуется параболичностью контура. Положение верхней части его фигуры вертикальное; левой рукой он держит посох, а правая покоится на его правом колене. Характер возможной действенности, приданной фигуре ее вертикальностью, подчеркивается внутренними очертаниями гиматия в виде двух обращенных в взаимно противоположные стороны половин параболы. И правая рука, заметим, не опущена, а, как бы готовая к действию, еще покоится на колене.
Левый ангел, в отличие от правого, выражает пассивность, почти женственность. В его формулировке преобладают четыре, в общем концентричные, отлого выгнутые по отношению к центральной фигуре дуги, обрисовывающие внешние контуры мягко опущенных, как бы в пассивном ожидании, рук, затем правый контур торса и внутренний контур левой руки, держащей, вернее придерживающей, посох. Непосредственная связь характеризующих левого ангела контуров с средней фигурой знаменуется тем, что центр этих концентрических очертаний приходится в верхней области правой руки среднего ангела, которая таким образом является в некотором смысле решающим моментом для структур обеих боковых фигур, в первом случае вызывая тупой угол, во втором - дугу. Позади фигур диагаксически деформированы в тип природа и дело рук человеческих. Первая представлена в виде абстрактно трактованного дерева и скалы, второе - в виде палат античной или византийской архитектуры, также весьма отдаленной от какой бы то ни было конкретности. Отсутствие воздушной перспективы обусловливает деформацию соотношений между вторым планом и первым, сосредоточивая центр внимания на последнем - на трех сидящих ангелах, причем отсутствие перспективной дали является той характернейшей деформацией, которая присуща иконам: даль заменена золотом "света", заменена светом, благодаря чему зритель лишается свойства быть перспективным центром и представленный образ, в целом, уже не удаляется от него в даль, а является для него данностью, дедуктивным фактом, истоком которого служит тот же свет, из которого и в среде которого представляется образ. Вследствие этого перспективным пределом для иконописного произведения, и в частности для рассматриваемого творения Рублева, в значительной степени служит не второй план, не горизонт, а, наоборот, первый план - зритель.
Перечисленными наблюдениями мы заканчиваем наш обзор линейных деформаций, имеющих по преимуществу не частное, а общее значение для целого произведения. Мы повторяем, однако, что нет возможности провести строгую грань между архитектоническою значимостью художественного элемента и частным его смыслом..."


Список статей о "Троице" Рублева:

1) Муратов П.П.
2) Пунин Н.Н.
3) Трубецкой Е.Н.
4) Флоренский П.А.
5) Олсуфьев Ю.А. - стр.2
6) Щепкин В.Н. - стр.2 - стр.3
7) Щекотов Н.М. - стр.2 - стр.3 - стр.4
8) Тарабукин Н.М. - стр.2
9) Грабарь И.Э. - стр.2
10) Сычев Н.П. - стр.2
11) Малицкий Н.В.
12) Пуришев Б.И. - стр.2
13) Василенко В.М.
14) Успенский Л.А.
15) Голубцов В.А. - стр.2
16) Демина Н.А. - стр.2 - стр.3
17) Лазарев В.Н. - стр.2 - стр.3 - стр.4
18) Алпатов М.В. - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5
19) Дунаев Г.С.
20) Ильин М.А.
21) Ветелев А.А. - стр.2 - стр.3




Реклама:
» 

"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet