Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


Ветелев Александр Андреевич. "Троица" Рублева.

  
Святая Троица
  

В очерках и исследованиях о "Троице" Рублева преобладает отношение к этой иконе как произведению прежде всего художественному. Такая точка зрения правильна, но ею не ограничивается значение "Троицы". Не следует забывать, что многие века творение Рублева служило воплощением догматической идеи, поскольку искусство было теснейшим образом связано с жизнью церкви. Не зная сюжета "Троицы", а точнее - его различных истолкований, от седой старины до наших дней, невозможно в полной мере оценить и художественное совершенство иконы Рублева. Как никогда, ни в одном другом произведении, здесь сливаются содержание и его живописное выражение.
Наиболее полной из богословских статей о "Троице" - наряду с размышлениями Н.А.Голубцова - является обширная и тщательно разработанная в своих специальных вопросах статья профессора Александра Андреевича Ветелева (1892- 1976). Подобно Н.А.Голубцову, проф. Ветелев убежден, что средний ангел изображает бога Отца, а левый Христа. Оба исследователя верно обратили внимание на "державное" начало, выраженное в образе среднего ангела и наиболее подходящее именно для бога Отца. В обоснование такого мнения следовало бы указать также на то не замеченное до сих пор обстоятельство, что в диалоге среднего и левого ангелов главным лицом является не средний, а именно левый ангел: к нему обращается средний ангел и ему "сочувствует" правый, тогда как его собственный взор направлен "в немую и тихую вечность". Иными словами, при видимой и как бы очевидной центричности композиции она лишена неподвижности, а представляет собой вращающуюся фигуру и смысловой центр смещен при этом в левую сторону: круговое движение замедляется на изображении левого ангела и заставляет нас с особой силой вдуматься именно в этот как будто не главный на иконе - образ. По толкованию А.А.Ветелева, средний ангел - бог Отец - склоняет Сына на искупительную жертву, чем и обусловлен выразительный поворот его головы в сторону левого ангела, Христа, а Сын, повинуясь воле Отца, мысленно переживает свое воплощение, смерть и будущее воскресение, чем и объясняются его задумчивое настроение, сочетание кротости с крепостью.
В работе А.А.Ветелева мы находим не только обоснованное определение лиц св. Троицы, но и продуманное, на редкость многоплановое истолкование всех деталей иконы: престола, чаши, здания, горы, дерева, земли, тронов, подножий, посохов ангелов и даже цвета их одежд. Чтобы иметь представление о полноте охвата исследования А.А.Ветелева, достаточно сослаться на интерпретацию им архитектурного сооружения над головой левого ангела. Двухэтажность здания толкуется как символическое указание на Ветхий и Новый Завет и является вместе с тем указанием на совмещение во второй ипостаси Троицы божеского и человеческого естества. Но двухэтажность является еще и намеком на единение земли и неба. Церкви земной и Церкви небесной - единение, осуществленное по замыслу Предвечного Совета Иисусом Христом. Такому толкованию нельзя отказать в убедительной силе, а оно в свою очередь ведет нас к пониманию левого ангела именно как Иисуса Христа, поскольку здание над его головой является эмблемой этого лица Троицы. Вообще богословские труды в целом явно свидетельствуют об убеждении их авторов в том, что средний ангел в "Троице" Рублева изображает бога Отца, а левый Христа.
Из большой статьи А.А.Ветелева мы включаем в антологию небольшие извлечения как раз на тему об определении ипостасей Троицы.

"Уже в ранние годы своего иконописного труда - подвига и неотделимо связанного с ним духовного созревания - инок Андрей, созерцая иконы святой Троицы византийского письма, мог задуматься над несовершенством изображения в этих иконах тайны святой Троицы. В них главной идейной и исторической основой являлось обетование божие Аврааму о рождении сына Исаака. Поэтому и явившиеся ему ангелы, изображаемые на этих иконах, казались и воспринимались скорее как ангелы-вестники воли божией, чем ангелы лиц святой Троицы. Как изобразить на иконе ангелов, чтобы они яснее символизировали лиц пресвятой Троицы? Созерцая "честные иконы" святой Троицы византийского письма и готовясь к собственной работе над этой иконописной темой, богомудрый инок не мог не изучить библейские материалы, касающиеся праотца Авраама, и толкования на них святых отцов, чтобы в этих материалах прежде всего найти указание на возможность нового, чисто новозаветного иконописного изображения святой Троицы под символом трех ангелов.
И здесь его духовное созерцание и размышление не могли не остановиться на важнейшем событии в жизни Авраама - на послушании воле божией при принесении сына своего Исаака в жертву богу на одной из гор земли Мориа. Этим послушанием Авраам показал, что он готов до конца быть верным богу. Его сын показал, что он до конца послушен своему отцу и богу. Оба показали, что жертвенно любят друг друга и бога и готовы расстаться из-за послушания этой любви и преданности богу.
Преподобный Ефрем Сирин, духовно созерцая это событие на горе земли Мориа, узрел в нем символическое, преобразовательное значение: то, что готово было совершиться на горе земли Мориа, прообразовало то, что действительно произошло на Голгофе. В созерцании святого отца представились как бы два параллельных ряда: отец (Авраам) любит своего сына, а сын отвечает ему тем же. Но воля бога (о принесении Исаака в жертву) должна быть выполнена, и оба проявляют полную готовность выполнить ее. Бог Отец любит своего единородного Сына, и Сын искони любит Отца божественной любовью. Но воля Предвечного Совета (с участием всех трех лиц святой Троицы) должна быть выполнена: Отец должен отдать на страдания и смерть своего Сына, а Сын должен испить эту чашу.
Продолжение этой статьи »


Список статей о "Троице" Рублева:

1) Муратов П.П.
2) Пунин Н.Н.
3) Трубецкой Е.Н.
4) Флоренский П.А.
5) Олсуфьев Ю.А. - стр.2
6) Щепкин В.Н. - стр.2 - стр.3
7) Щекотов Н.М. - стр.2 - стр.3 - стр.4
8) Тарабукин Н.М. - стр.2
9) Грабарь И.Э. - стр.2
10) Сычев Н.П. - стр.2
11) Малицкий Н.В.
12) Пуришев Б.И. - стр.2
13) Василенко В.М.
14) Успенский Л.А.
15) Голубцов В.А. - стр.2
16) Демина Н.А. - стр.2 - стр.3
17) Лазарев В.Н. - стр.2 - стр.3 - стр.4
18) Алпатов М.В. - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5
19) Дунаев Г.С.
20) Ильин М.А.
21) Ветелев А.А. - стр.2 - стр.3




Реклама:
»  Модные классические наручные часы EYKI E7019L-CZ8WWH.

"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet