Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


Алпатов Михаил Владимирович. "Троица" Рублева.

  
Святая Троица
  

Никто не писал об Андрее Рублеве и его "Троице" столько, сколько один из ведущих советских историков искусства, Михаил Владимирович Алпатов (1902- 1986). Напомним, что еще в 1927 году он опубликовал статью об иконографии Троицы на Востоке и Западе. Затем, в 1943, 1959 и 1972 годах, им изданы три книги о творчестве Рублева: от совсем небольшой брошюры до монографии. Параллельно готовились специальные работы: "Рублев и Византия" (1958, 1967), "Классическая основа искусства Рублева" (1958, 1967), "О значении Троицы Рублева" (1963, 1967), "Андрей Рублев и русская культура" (1971). Не приходится говорить о разного рода газетных и журнальных заметках и статьях на ту же тему, а также о трудах по истории русской живописи в целом. Такое обилие научных и популярных работ означает, что М.В.Алпатов имел возможность затронуть все значительные проблемы, связанные с изучением искусства Рублева.
Можно без преувеличения сказать, что М.В.Алпатов сделал особенно много для приобщения русского и иностранного читателя к творчеству великого художника. Его книги и статьи о Рублеве неоднократно перепечатывались в СССР и переводились в Италии, Германии, Франции, Венгрии, Польше, Румынии, Чехословакии, Югославии. Логика самого исследования привела наконец автора к понятному желанию изложить свои взгляды на Рублева и его искусство в одной большой книге. Так появилась монография М.В.Алпатова "Андрей Рублев. Около 1370-1430" (М., 1972). Эта книга дает наиболее полное представление о взглядах М.В.Алпатова на художника и его время, поскольку сюда вошли и разделы по специальным вопросам, о которых ранее им публиковались краткие статьи.
Характерная черта всех работ М.В.Алпатова о Рублеве - необыкновенная широта восприятия искусства. Литература, философия, природа, душевные качества и национальный характер русского человека, поэзия всех времен и народов вовлекаются в рассказ о русском искусстве рубежа XIV - XV веков. Нельзя отказать М.В.Алпатову в умении пробуждать в людях поэтическое чувство. Но вместе с тем не всегда можно в его работах обнаружить ту четкую грань, где кончается наука и начинается литература на научную тему. Автор обладает редким, если не сказать уникальным, даром популяризатора. Он умеет ясно, просто, доходчиво рассказать о прошлом и раскрыть для малоподготовленного читателя поэзию искусства Древней Руси. Отлично понимая, что пути к этому искусству лежат иной раз через весьма далекие от него ассоциации из области новейшей культуры, М.В.Алпатов не боится упоминать для понимания ангелов "Троицы" даже такие, далекие литературные образы, как Татьяну Пушкина или Асю и Лизу Тургенева. Такие же воспоминания приходили на ум и В.Н.Щепкину, когда он писал трактат "Душа русского народа в его искусстве".
В нашей антологии помещены четыре кратких отрывка из отдельных статей М.В.Алпатова, большой раздел о "Троице" из его книги "Андрей Рублев" и выдержка из статьи к альбому "Краски древнерусской иконописи". Взятые в целом, они дают достаточно полное представление как об иконе Рублева, так и о творческом методе самого М.В.Алпатова.
Для более полного ознакомления с личностью и творческим наследием М.В.Алпатова см.: Дмитриева, М.В.Алпатов - выдающийся ученый, пропагандист искусства, педагог.- Искусство, 1975, №3, с. 40 - 47; Сарабьянов Д.В.Михаил Владимирович Алпатов. Набросок к портрету.- В кн.: Алпатов М. В. Этюды по всеобщей истории искусств. Избранные искусствоведческие работы. М., 1979, с. 7-12; Данилова И. Ученый, педагог, художник.- Художник, 1983, №3, с. 39 - 40 и 57.

"Русские мастера не имели в своем распоряжении таких шедевров античного искусства, которые были перед глазами византийцев. Это делало их путь к античности более трудным. Но в искусстве решающее значение нередко имеет не столько непосредственное соприкосновение одного мастера с другим, сколько их общие тенденции. Наперекор классическим тенденциям сильное воздействие оказывал на византийское искусство суровый догматизм церкви. Любовь к античным формам часто превращается у византийцев в утонченную, но мало плодотворную стилизацию. Им часто не хватало непосредственного чувства, способности оживить традиции классики. Русским мастерам, и особенно Рублеву, было суждено произвести нечто вроде расшифровки древнего палимпсеста, то есть под позднейшими записями и наслоениями веков обнаружить чудесные остатки древней мудрости и вкуса.
В русской живописи XV века усиливаются черты, близкие к тому течению аттического искусства V века, которое полнее всего проявилось в надгробных стелах и в белофонных лекифах. Эти произведения проникнуты духом Софокла. В них царит мудрость, благочестивая покорность, сердечность. Все происходит среди людей, но сами они подобны бессмертным. Перед лицом смерти в человеке пробуждается созерцательность. Никогда еще искусство не выражало так полно дружбу среди людей. Действие в этих изображениях почти исчезает, бытовые мотивы почти не имеют в них доступа. Язык лаконичный и вместе с тем символический. Каждый образ ведет к пониманию внутреннего смысла жизни. В этом сказываются поиски основы вещей, которой вдохновлялась и древнегреческая философия. Выделяя в предметах лишь общие очертания, греческие мастера проявляют влечение свое к правильным формам, к той тайной мелодии зримого мира, о которой говорил еще Платон.
Удивительно, что смысл греческой мудрости был глубоко постигнут благочестивым иноком Рублевым. Во всяком случае, Троица Рублева ближе к этому течению греческого искусства V века, чем какой-либо другой шедевр XV века.
Продолжение этой статьи »


Список статей о "Троице" Рублева:

1) Муратов П.П.
2) Пунин Н.Н.
3) Трубецкой Е.Н.
4) Флоренский П.А.
5) Олсуфьев Ю.А. - стр.2
6) Щепкин В.Н. - стр.2 - стр.3
7) Щекотов Н.М. - стр.2 - стр.3 - стр.4
8) Тарабукин Н.М. - стр.2
9) Грабарь И.Э. - стр.2
10) Сычев Н.П. - стр.2
11) Малицкий Н.В.
12) Пуришев Б.И. - стр.2
13) Василенко В.М.
14) Успенский Л.А.
15) Голубцов В.А. - стр.2
16) Демина Н.А. - стр.2 - стр.3
17) Лазарев В.Н. - стр.2 - стр.3 - стр.4
18) Алпатов М.В. - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5
19) Дунаев Г.С.
20) Ильин М.А.
21) Ветелев А.А. - стр.2 - стр.3




"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet