Щекотов Николай Михайлович. "Троица" Рублева.
|
|
|
|
В 1963 году Академия художеств СССР опубликовала сборник статей известного советского искусствоведа Н.М.Щекотова "Статьи, выступления, речи, заметки". Особую ценность сборнику придают воспоминания о Н.М.Щекотове (в том числе воспоминания В.Н.Лазарева), а также неиздававшиеся статьи самого автора. Одной из таких ранее неизвестных работ является статья о "Троице" Рублева. Источником публикации, по указанию составителей сборника, послужила рукопись из архива Третьяковской галереи, фрагменты которой были объединены в статью и условно датированы 1919 1920 годами. В действительности речь идет не о рукописи в прямом значении этого слова, а об авторской корректуре. Изучение корректуры привело нас к выводу, что статья предназначалась для журнала "Искусство", издававшегося в Москве, первый номер которого вышел в 1923 году. По неизвестным причинам статья Н.М.Щекотова, уже находившаяся в производстве, не появилась в указанном журнале.
Николай Михайлович Щекотов (1884-1945) занимает в истории нашей науки почетное место. На заре изучения русской иконы как самостоятельного художественного явления он осветил икону и родственное ей лицевое шитье с новой точки зрения, указал на значение русской иконописи в мировой культуре. Наряду с Н.Н.Луниным он остро почувствовал рутину иконографической школы и применявшегося ею метода, чем и обусловлено явно полемическое направление его программной работы "Иконопись как искусство" (1914). Безупречный вкус, интуицию и умение молодого критика находить для выражения своих эстетических переживаний точные слова в свое время ценил И.С.Остроухое, страстно любивший древнерусское искусство и составивший замечательное собрание икон. К сожалению, ранние, еще дореволюционные работы Н.М.Щекотова о русской средневековой живописи не получили дальнейшего развития. Вернувшись в 1918 году из Германии, где он четыре года провел в плену, Н.М.Щекотов перешел на музейную работу, а затем полностью отдался изучению русской живописи XIX века и советского искусства. Статья о "Троице" Рублева - единственное исключение на этом новом этапе его творческой биографии. Можно предполагать, что она написана не в 1919 - 1920 годах, а в 1920-м или 1921-м, когда по решению Музейного отдела Народного комиссариата РСФСР по делам просвещения Н.М.Щекотов был направлен официальным представителем в Комиссию по охране памятников искусства и старины Троицс-Сергиевой лавры.
Выдержки из статьи Н.М.Щекотова о "Троице" печатаются нами не по изданию 1963 года, а непосредственно по архивной корректуре, так как опубликованный текст имеет неоговоренные произвольные вставки, исправления, сокращения и опечатки. В отдельных случаях редакторские исправления улучшают текст автора, но нет уверенности, что они были бы приняты самим Н.М.Щекотовым. В архивной корректуре нет названия статьи, и заглавие "Троица Рублева" в сборнике 1963 года принадлежит не автору, а составителям сборника. Статью предваряет отрывок из стихотворения В.С.Соловьева.
Имеются сведения, что статья о "Троице" была дорога Н.М.Щекотову и он не раз сожалел, что она не была напечатана. Следует, вероятно, опубликовать эту работу заново, поскольку в упомянутом сборнике издана не вся статья, а только выдержки из нее.
Не там, где заковал недвижною бронею
Широкую Неву береговой гранит
Иль где высокий Кремль над пестрою Москвою,
Свидетель старых бурь, умолкнувший, стоит,-
А там, среди берез и сосен неизменных,
Что в сумраке земном на небеса глядят,
Где праотцы села в гробах уединенных,
Крестами венчаны, сном утомленных спят,-
Там на закате дня, осеннею порою,
Она, волшебница, явилася на свет...
"Родина русской поэзии" Вл. Соловьев
"Троица Рублева - не икона. Не потому, что она не вызывает молитвенного настроения, но потому, что она далека от церковного богослужения.
Его три ангела - не икона, они родственны Моне Лизе Леонардо и Венере Боттичелли; на эти произведения можно молиться, но свободной, не церковной молитвой.
Даже там, где художник, как нам кажется, рисует характерные лица, мы часто бываем не в состоянии понять его характеристику. Не лежит ли тень печали на Венере Боттичелли? Или улыбка на лице Моны Лизы? Отчего печаль? Отчего улыбка? - Мы не знаем. Мы, привычные читать на лицах наших ближних, стоим перед этой печалью, перед этой улыбкой растерянные, непонимающие. О чем они говорят? Что хочет нам сказать через них художник? Какое, наконец, отношение они имеют к изображенным художником женщинам?.. Нам жутко перед улыбкой архаических кор и аполлонов, равно как и под страдальческим взглядом Примаверы, жутко, как перед привидением, нарушившим наш привычный уклад; мы смущены и взволнованы кроткой печалью, которой, неизвестно и непостижимо как, овеяны склоненные главы рублевских ангелов... Откуда их печаль? Откуда эта кроткая грусть, пожалуй даже кроткий укор? - Только от склонения их голов... Надо быть великим художником, чтобы одним течением линий наполнить вашу душу неизбывной печалью или радостью, надо обладать мощью гения, чтобы взволновать вас не страданием и слезами, но одним только тихим преклонением главы.
Продолжение этой статьи »
Список статей о "Троице" Рублева:
1) Муратов П.П.
2) Пунин Н.Н.
3) Трубецкой Е.Н.
4) Флоренский П.А.
5) Олсуфьев Ю.А. - стр.2
6) Щепкин В.Н. - стр.2 - стр.3
7) Щекотов Н.М. - стр.2 - стр.3 - стр.4
8) Тарабукин Н.М. - стр.2
9) Грабарь И.Э. - стр.2
10) Сычев Н.П. - стр.2
11) Малицкий Н.В.
12) Пуришев Б.И. - стр.2
13) Василенко В.М.
14) Успенский Л.А.
15) Голубцов В.А. - стр.2
16) Демина Н.А. - стр.2 - стр.3
17) Лазарев В.Н. - стр.2 - стр.3 - стр.4
18) Алпатов М.В. - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5
19) Дунаев Г.С.
20) Ильин М.А.
21) Ветелев А.А. - стр.2 - стр.3
|