Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


Флоренский Павел Александрович. "Троица" Рублева.

  
Святая Троица
  

Перечитывая отрывки о "Троице" из работ П.П.Муратова, Н.Н.Пунина и Е.Н.Трубецкого, нельзя не обратить внимания на то, что в них нет ни слова о красках "Троицы". Это объясняется тем, что все три автора, когда они писали свои очерки, не видели подлинной иконы, а пользовались черно-белыми снимками либо репродукциями из печатных изданий. К тому же первая расчистка "Троицы" не была доведена до конца. Только в 1918 году реставраторы Г.О.Чириков, В.А.Тюлин, И.И.Суслов и Е.И.Брягин произвели новую и на этот раз последнюю реставрацию иконы. Она велась в Троицкой лавре под наблюдением И.Э.Грабаря и А.И.Анисимова. За ходом расчистки с волнением следили и все работники созданной в это же время Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Активными сотрудниками комиссии были П.А.Флоренский и Ю.А.Олсуфьев. Отчасти именно их заботами и трудами был создан существующий и поныне замечательный историко-художественный музей в Троицкой лавре. Комиссия вела также активную издательскую деятельность. Первым опытом такого рода был сборник статей членов комиссии "Троице-Сергиева лавра" (Сергиев, 1919). Несмотря на то, что все издания комиссии выходили мизерными тиражами от 100 до 300 экземпляров и встречаются крайне редко, сохранившиеся экземпляры указанного сборника встречаются еще реже: они исчисляются, вероятно, даже меньшей цифрой, чем уцелевшие экземпляры первого издания "Слова о полку Игореве" или "Путешествия из Петербурга в Москву".
Тем более уместно перепечатать из этого сборника яркий отрывок о "Троице", написанный П.А.Флоренским для статьи "Троице-Сергиева лавра и Россия". Впервые в литературе о Рублеве здесь дано представление о цвете "Троицы", а точнее - о знаменитом голубце, которым окрашены гиматий среднего ангела и хитоны двух других ангелов. П.А.Флоренский верно уловил значение лазури не только для колорита иконы, но и для понимания замысла "Троицы".
Павел Александрович Флоренский (1882 - 1937) - известный ученый-энциклопедист: математик, физик, философ, искусствовед, историк, филолог, инженер. Диапазон его творческих увлечений определяется двумя капитальными трудами: "Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи" (М., 1914), с одной стороны, и "Диэлектрики и их техническое применение" (М., 1924) - с другой. Обладая широтой интересов, богатыми сведениями в различных областях знания и неординарной формой мышления, он - в ряду многих других научных трудов--написал такие существенные для историка искусства работы, как "Обратная перспектива" (1919) и "Иконостас" (1921-1922). Обе они опубликованы много лет спустя после смерти автора. О П.А.Флоренском см.: Философская энциклопедия, т. 5. М., 1970, с. 377 - 379 (статья, указатель сочинений и литературы о нем). В 80-х годах текущего века, в связи с исполнившимся столетием со дня рождения П.А.Флоренского, одно за другим стали печататься его собственные сочинения и работы о нем: см.: Андроник (Трубачев). Основные черты личности, жизнь и творчество священника Павла Флоренского.- Журнал Московской патриархии, 1982, № 4, с. 12- 19; Его же. К 100-летию со дня рождения священника Павла Флоренского (1882 - 1943).- Богословские труды, 23. М., 1982, с. 264 - 276; Его же. Указатель печатных трудов священника Павла Флоренского.- Там же, с. 280 309 (338 названий); Возвращение забытых имен. Павел Флоренский. Каталог выставки. М., изд. Советского фонда культуры, 1989.

"Нас умиляет, поражает и почти ожигает в произведении Рублева вовсе не сюжет, не число "три", не чаша за столом и не крила, а внезапно сдернутая пред нами завеса ноуменального мира, и нам, в порядке эстетическом, важно не то, какими средствами достиг иконописец этой обнаженности ноуменального и были ли в чьих-либо других руках те же краски и те же приемы,- а то, что он воистину передал нам узренное им откровение. Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, "свышний мир" горнего мира. Вражде и ненависти, царящим в дольнем, противопоставилась взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних. Вот этот-то неизъяснимый мир, струящийся широким потоком прямо в душу созерцающего от Троицы Рублева, эту ничему в мире не равную лазурь - более небесную, чем само земное небо, да, эту воистину пренебесную лазурь, несказанную мечту протосковавшего о ней Лермонтова, эту невыразимую грацию взаимных склонений, эту премирную тишину безглагольности, эту бесконечную друг пред другом покорность - мы считаем творческим содержанием Троицы. Человеческая культура, представленная палатами, мир жизни - деревом и земля - скалою, - все мало и ничтожно пред этим общением неиссякаемой бесконечной любви: все - лишь около нея и для нея, ибо она - своею голубизною, музыкой своей красоты, своим пребыванием выше пола, выше возраста, выше всех земных определений и разделений - есть само небо, есть сама безусловная реальность, есть то истинно лучшее, что выше всего сущего. Андрей Рублев воплотил столь же непостижимое, сколь и кристально-твердое и непоколебимо-верное видение мира. Но чтобы увидеть этот мир, чтобы вобрать в свою душу и в свою кисть это прохладное, живительное веяние духа, нужно было иметь художнику пред собою небесный первообраз, а вокруг себя - земное отображение,- быть в среде духовной, в среде умиренной. Андрей Рублев питался как художник тем, что дано ему было. И потому не преподобный Андрей Рублев, духовный внук преподобного Сергия, а сам родоначальник земли Русской - Сергий Радонежский должен быть почитаем за истинного творца величайшего из произведений не только русской, но и, конечно, всемирной кисти."


Список статей о "Троице" Рублева:

1) Муратов П.П.
2) Пунин Н.Н.
3) Трубецкой Е.Н.
4) Флоренский П.А.
5) Олсуфьев Ю.А. - стр.2
6) Щепкин В.Н. - стр.2 - стр.3
7) Щекотов Н.М. - стр.2 - стр.3 - стр.4
8) Тарабукин Н.М. - стр.2
9) Грабарь И.Э. - стр.2
10) Сычев Н.П. - стр.2
11) Малицкий Н.В.
12) Пуришев Б.И. - стр.2
13) Василенко В.М.
14) Успенский Л.А.
15) Голубцов В.А. - стр.2
16) Демина Н.А. - стр.2 - стр.3
17) Лазарев В.Н. - стр.2 - стр.3 - стр.4
18) Алпатов М.В. - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5
19) Дунаев Г.С.
20) Ильин М.А.
21) Ветелев А.А. - стр.2 - стр.3




Реклама:
» 

"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet