Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


Демина Наталия Алексеевна. "Троица" Рублева.

  
Святая Троица
  

В 1947 году, когда было принято решение об учреждении в Москве, в Спасо-Андрониковом монастыре. Музея древнерусского искусства имени Андрея Рублева, одним из первых его работников была Наталия Алексеевна Демина. Она и Давид Ильич Арсенишвили - подлинные организаторы этого всеми любимого теперь московского музея, без коллекций которого уже невозможно представить ни саму русскую средневековую живопись, ни изучение этой живописи.
Имя Н.А.Деминой неотделимо не только от истории музея, но и от изучения искусства великого русского художника. Список печатных работ Наталии Алексеевны невелик, и, за одним-двумя исключениями, все они посвящены живописи Рублева. Вот названия некоторых ее статей: "Поэзия живописи Андрея Рублева", "Национальные истоки творчества Андрея Рублева", "Историческая действительность XIV - XV веков в искусстве Андрея Рублева и художников его круга", "Троица Андрея Рублева". В 1972 году лучшие работы Н.А.Деминой, печатавшиеся ранее в журналах или специальных сборниках, собраны ею в отдельной книге "Андрей Рублев и художники его круга". В новый сборник вошла и главная работа Н.А.Деминой - о "Троице". Изучению иконы "Троица" Н.А.Демина посвятила многие годы жизни. Работа была начата в конце войны и с течением времени выросла в небольшое, но емкое по содержанию исследование. Н.А.Деминой затронуты не столько фактические, сколько принципиальные вопросы, связанные с изучением "Троицы": иконографическое и общее содержание, литературные источники и символика, особенности композиционного построения и колорит, значение "Троицы" в истории русского изобразительного искусства с XV по XVI век.
Исследовательская полнота и характерная для творческого метода Н.А.Деминой поэтическая интерпретация произведения Рублева таковы, что ее работа о "Троице" надолго останется руководящим пособием для каждого, кто изучает искусство Рублева и его эпохи. В нашей антологии перепечатываются отдельные страницы из первого издания статьи Н.А.Деминой. Но так как в этой публикации смысловые абзацы по непонятной причине разделены на отдельные фразы, мы корректируем текст по новому сборнику статей Н.А.Деминой, ядро которого образует как раз се исследование о "Троице". Насколько велика популярная литература о Рублевском музее, настолько же она скудна о самой Н.А.Деминой. См.: ПодобедоваО. К читателю.- В кн.: Демина Н.А. Андрей Рублев и художники его круга. М., 1972, с. 5 - 6.

"Созерцание Троицы дает человеку радость обретения душевного равновесия, тишины и умиротворенности. Обычно о ней говорят: ее цвет звучен, линии певучи и ритмичны, она гармонична и т. д. К этому можно добавить, что она, как музыка, способна затрагивать чувства, невыразимые словами. Как поэзия в искусстве слова приближается к музыке, так и живопись Троицы музыкальна и поэтична. Рублев был, бесспорно, величайшим поэтом в живописи.
Идейным и композиционным центром Троицы является чаша с головою жертвенного тельца, прообразующего агнца новозаветного, то есть душу Христа. Она означает любовь, готовую жертвовать собой. Вокруг престола с чашей группируются три задумчивых ангела. Они образуют как бы замкнутый круг - символ света, вечности и любви. Трапеза ангелов символична. Древнейшим символом пищи духовной в истории человечества является трапеза, пир. По словам византийского писателя VI века Исаака Сириянина, "любовь есть упоение души", она есть "пища ангельская", и "любви достаточно, чтобы напитать человека вместо пищи и пития... и когда достигнем любви, тогда... путь наш совершен, и пришли мы к острову тамошнего мира, где Отец, Сын и Дух святой", то есть достигается созерцание Троицы. Многие тысячелетия люди вкладывали свои лучшие мечты о совершенстве в образ окрыленного человекоподобного существа. Крылатой древние греки представляли Нике - победу, Психе - душу человека, веря в ее прелесть и чистоту. В христианском искусстве ангелы - бесплотные силы. У них много разных значений. Они хранители, вестники, стражи, воины, аскеты и т. д. В их образах наиболее свободно воплощалось поэтическое воображение художников.
В Троице ангелы - "мысленные творения". У Рублева они делаются символами человечности. Изображая человека, он мыслит его как "земного ангела", а изображая ангела, видит в нем "небесного человека".
С тихой грустью, любовно склоняет средний ангел голову к ангелу, сидящему от него справа. Он как бы вопрошает и убеждает. Опустив руки на престол, он жестом благословения как бы указывает на чашу-символ жертвенной любви. Поза ангела, к которому он обращается, несколько напряженна, он сидит прямо, на его лике тень скорби. В задумчивой сосредоточенности он поднял руку и благословляет чашу, как бы изъявляя согласие на ее приятие. Покорно склоняется в сторону среднего погруженный в тихое раздумье третий ангел. Лёгкая гора над ним ритмически вторит его движению. Жест его правой руки, покоящейся на престоле, направлен тоже в сторону чаши. Всем этим завершается полное единство действия. Жест благословения в древней Греции был ораторским жестом. В эллинистическом искусстве значило, что жестикулирующие таким образом ведут между собой беседу. Эта условность переходит в искусство Византии, а следовательно и в русское. В Троице изображена беседа двух ангелов. Она означает ниспослание богом Отцом своего Сына на выполнение им земной миссии страдания и смерти для спасения человечества и согласие последнего с волей Отца. Третий ангел - Дух - "утешитель" в страданиях, его вдохновением свершается жертва любви.
Общение ангелов безмолвно, оно только мысленно. Склонение и самоуглубленный взгляд среднего ангела как бы внушает правому мысль о необходимости жертвы. Едва приметное в ответ движение глаз вверх дает понять, что тот воспринял повеление и размышляет о нем. Покорно и задумчиво склонение третьего ангела в сторону среднего. В его облике отражены мир, тишина и согласие, завершающие все действие. Необыкновенная душевная чуткость Андрея Рублева в Троице обрела поразительное по своей тонкости художественное воплощение. В его творении через богословскую оболочку ясно проступают глубокая философская мысль и знание человека.
Продолжение этой статьи »


Список статей о "Троице" Рублева:

1) Муратов П.П.
2) Пунин Н.Н.
3) Трубецкой Е.Н.
4) Флоренский П.А.
5) Олсуфьев Ю.А. - стр.2
6) Щепкин В.Н. - стр.2 - стр.3
7) Щекотов Н.М. - стр.2 - стр.3 - стр.4
8) Тарабукин Н.М. - стр.2
9) Грабарь И.Э. - стр.2
10) Сычев Н.П. - стр.2
11) Малицкий Н.В.
12) Пуришев Б.И. - стр.2
13) Василенко В.М.
14) Успенский Л.А.
15) Голубцов В.А. - стр.2
16) Демина Н.А. - стр.2 - стр.3
17) Лазарев В.Н. - стр.2 - стр.3 - стр.4
18) Алпатов М.В. - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5
19) Дунаев Г.С.
20) Ильин М.А.
21) Ветелев А.А. - стр.2 - стр.3




"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet