Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


Щекотов Николай Михайлович. "Троица" Рублева.

Продолжение

  
Святая Троица
  

На первый взгляд кажется, что треугольник есть та архитектура, которая связывает воедино трех ангелов, но это впечатление вызывается только тем исключительным вниманием, с которым мы имеем обыкновение относиться в изображениях к голове и к лицу человеческому; если окинем взором всю картину полностью, то увидим, во-первых, что самое большое богатство цвета и линии придано телам ангельским и, во-вторых, что головы в нимбах неотторжимы от остального; тогда нам начинает казаться, что ангелы составляют как бы цветоносное кольцо вокруг беломраморной поверхности стола, что в своем расположении они приближаются к тондо, но горка и здание наверху, особенно тогда, когда они были сохранны, образуют как бы некий очерк с приподнятыми крыльями.- Так вот какова "скудость" рублевской композиции, вот какова ее простота!
Композиционный смысл Троицы не в состоянии, а в течении, и в этом еще раз ее отличие от византийской и, может быть, даже от античной композиции. Горка и здание - две византийские гирьки, брошенные на весы рублевской композиции,- держат этот мир ритма в границах иконной доски. В ритмической композиции заключена вся невесомость, вся отвлеченность, все чудо Троицы, в ритме лежит и женственное ее начало. Женственность...- в смысле ласки, кротости и светлости переживания, в смысле недейственного, бескорыстного, созерцательного отношения к миру, в смысле души, радостно созерцающей себя в зеркале мира, в смысле души, любовно открывающей свое лоно "Солнцу мира", в смысле души, украшающей себя лилиями, чтобы достойно встретить обетованного и долго, долго жданного жениха. На обновляющий... и освобождающий гимн любви искусство отозвалось в лице Дуччо, Джотто и Рублева. Все они творили по-разному, шли разными путями, но были одушевлены одним началом.
Все трое изображают "не душевное движение, но душевное состояние", и этим утвержден в них момент внутренней созерцательности. Все трое безусловно верят в действенность драмы, созданной чисто художественными элементами в искусстве. Подобно тому как выразительность у Рублева вызывается склонением голов ангельских, ритмом их крыл, цветоносным кольцом их одежд - не житейской мимикой, не гримасой страстей наших,- так и у Джотто: "...в сцене, изображающей возвращение Марии и Иосифа из храма, впечатление серебряной мелодии достигается не движением (иллюзионистическим) процессии, но профилем Марии, склоненной головой и круглящейся линией плеча музыканта". Рублев ближе к Дуччо, чем к Джотто, но Дуччо, когда писал свою Maesta, не отдавался всецело внутреннему видению. Нанося линии складок, он помнил об осязаемой ткани: одежду в его Мадонне мы могли бы соткать и края ее вышить золотым узором,- "ангельских" одежд Рублева нам не достать нигде и никогда...
Предполагая, что в художественном творчестве господствуют два начала - иллюзионистическое и противоположное ему отвлеченное, внутренне-созерцательное,- мы на пересечении этих двух линий встретим искусство итальянского Возрождения. Рублев же в своем творчестве примыкает ясно к началу отвлеченному. В сущности, пытаясь на словах уловить тайну творчества Рублева, мы наталкиваемся на непреодолимые трудности: нет слов, чтобы выразить путь, запечатленный в Троице, от внутреннего видения к его отображению на поверхности иконной доски и от трех ангелов обратно в душу человека - в нашу душу. Все словесные формулы, легко определяющие и описывающие иллюзионистические изображения, здесь неуместны. Войдя в душу созерцателя, ангелы Троицы не будят в ней добродетели, как не пробуждают и зла, они волнуют ее необычайным, "бездеятельным" волнением, похожим на томление ожидающего. Таково было томление Марии в момент Благовещения. Ожидание чего-то исключительно важного... есть одна из самых драгоценных особенностей искусства. "Ведь то, что мы называем земной жизнью или просто жизнью, всегда поражало или поражает роковым отсутствием в ней кого-то, постоянной разлукой с кем-то. Все художественное творчество, например, вытекает из факта этой разлуки, так как стремится внести в наш мир что как бы из него выпало. И подлинный образ не тот, который дает нам сходство с какой-нибудь частью мира, но тот, который входит в мир - будь то звездное небо или чья-нибудь душа- как дополнение его до некоторого гармонического целого". До сих пор мы только косвенно говорили о цвете рублевской Троицы, а между тем в этой области он достиг наибольшего совершенства. Правда, многое из цветового лада картины ныне утрачено, но сами утраты намечены временем как-то благородно, не искажая и не уродуя изображенного. Подобное благородство утрат вообще наблюдается у больших произведений искусства - у древнегреческой скульптуры, например, где отбитые руки, ноги и носы не в состоянии уничтожить прекрасных форм и даже, может быть, придают последним особенную изысканность и силу.
Безусловно, богатство цвета составляет достояние древнерусской живописи, которым она одарена в значительно большей степени, чем искусство раннего итальянского Возрождения. Богатство это заключается, с одной стороны, в силе цвета, а с другой стороны, в мудром цветовом сочетании. Силой цвета русская живопись превзошла свой исход - Византию: моделирующая тень не заглушала ее цветов, как это случалось при постоянных иллюзионистических возвратах византийского искусства к живописи александрийского периода. Цветовые сочетания русской живописи не были связаны подражанием действительности и возникали свободно... Благодаря этой свободе древнерусский живописец и при небольшом количестве цветов мог создавать весьма богатый цветовой лад.
Продолжение этой статьи »


Список статей о "Троице" Рублева:

1) Муратов П.П.
2) Пунин Н.Н.
3) Трубецкой Е.Н.
4) Флоренский П.А.
5) Олсуфьев Ю.А. - стр.2
6) Щепкин В.Н. - стр.2 - стр.3
7) Щекотов Н.М. - стр.2 - стр.3 - стр.4
8) Тарабукин Н.М. - стр.2
9) Грабарь И.Э. - стр.2
10) Сычев Н.П. - стр.2
11) Малицкий Н.В.
12) Пуришев Б.И. - стр.2
13) Василенко В.М.
14) Успенский Л.А.
15) Голубцов В.А. - стр.2
16) Демина Н.А. - стр.2 - стр.3
17) Лазарев В.Н. - стр.2 - стр.3 - стр.4
18) Алпатов М.В. - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5
19) Дунаев Г.С.
20) Ильин М.А.
21) Ветелев А.А. - стр.2 - стр.3




Реклама:
» 

"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet