Щепкин Вячеслав Николаевич. "Троица" Рублева.
|
|
|
|
Летом 1920 года Всероссийская комиссия по раскрытию памятников древней живописи, руководимая И.Э.Грабарем, организовала в Москве вторую реставрационную выставку (первая состоялась в декабре 1918 года). Экономическая разруха, нехватка бумаги и квалифицированных типографских рабочих делали невозможным издание каталога, и к открытию выставки удалось напечатать только листовку с разъяснением характера экспозиции и кратким перечнем лучших экспонатов. Вероятно, именно отсутствие каталога явилось причиной крайне слабого представления об этой выставке в трудах по истории открытия и изучения древнерусской живописи. А между тем речь идет о лучшей из выставок подобного рода. В двух помещениях Строгановского художественно-промышленного училища на Рождественке комиссия показала около сорока икон. Но каких икон! За немногими исключениями здесь были выставлены уникальные памятники, одно название которых свидетельствует о целых эпохах в истории византийской и русской живописи. Достаточно сказать, что XII век был представлен "Богоматерью Владимирской", XIII - "Иваном, Георгием и Власием", XIV - "Спасом Ярое Око" и "Богоматерью Пименовской", а XV - деисусом Феофана Грека из Благовещенского собора в Кремле, звенигородским чином и "Троицей" Рублева.
Выставка охотно посещалась специалистами и широкой публикой. Неоднократно бывал здесь и московский ученый Вячеслав Николаевич Щепкин (1863 -1920). Все знают В.Н.Щепкина как замечательного лингвиста и знатока рукописей, создателя оригинальной по замыслу книги "Русская палеография". Но мало кому известно, что около трети печатных работ В.Н.Щепкина посвящено памятникам изобразительного искусства: миниатюрам, которые украшают изучавшиеся им рукописи, и также фрескам, иконам, лицевому шитью, сюжетной резьбе по дереву и камню. Человек широкого кругозора и пытливого ума, В.Н.Щепкин вообще чувствовал постоянную потребность в искусстве, и в его статьях о живописи мы находим немало замечаний, свидетельствующих о наблюдательности и о понимании искусства как специфической области духа, раскрывающей национальный характер. Именно в таком ключе написана обширная статья В.Н.Щепкина "Душа русского народа в его искусстве", толчком для которой послужила иконная выставка 1920 года.
Заметки о Рублеве и "Троице" являются главными для замысла и содержания статьи. Ввиду несомненной ценности этих заметок они печатаются в антологии двумя большими разделами. Это продиктовано еще и тем, что статья В.Н.Щепкина ранее не публиковалась. Она предназначалась для издательства М. и С.Сабашниковых, которое в первые годы революции намеревалось приготовить серию книг о художественном наследии Древней Руси. Трудно сказать о причинах неудачи серии, но статья В.Н.Щепкина - в ряду работ других авторов - не была издана, а осталась в архиве Сабашниковых. Это машинописный экземпляр объемом до четырех печатных листов с авторской правкой красными чернилами. На сопроводительном листке указано название статьи, которого нет в тексте, и дата поступления рукописи в издательство: 14 ноября 1920 года. А через две недели, 3 декабря, В.Н.Щепкин неожиданно скончался от крупозного воспаления легких: он простудился в холодном Музее И.С.Остроухова, где показывал кому-то иконы остроуховского собрания. Это означает, что статья "Душа русского народа в его искусстве" является последней научной работой выдающегося ученого.
Личность и научная деятельность В.Н.Щепкина всегда вызывали пристальный интерес ученых, и по этой причине издано немало специальных статей и даже книг о нем. См., в частности: Бернштейн С.Б.Вячеслав Николаевич Щепкин. М., изд-во Московского университета, 1955 (с приложением списка его изданных работ); Вздорное Г.И.История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. М-, 1986, с. 217-219.
"Творчество национальной души есть наиболее общая, бессознательная и благотворная деятельность данной национальности. Нигде не проявляется она с такою чистотой, как в искусстве, направленном к бескорыстному и вечному. Конечно, деятельность эллинской души выразила себя не в Пелопоннесской войне, а в созданиях Гомера, Платона и Фидия. Национальности наиболее сознательные и наиболее узко эгоистичные поразительно бедны настоящим искусством... Их усилия стать выше себя и овладеть искусством, как овладевают материальными благами, создают только документы воли и мысли. Никто не отнесет русскую душу к таким национальным душам.
Созданья душ национальных типичны и общи, и чем обширней, тем обозримей. Мы можем сравнивать труды национальных душ. Тогда мы ясно видим и их различия и их сходства. Мы поражаемся духовным различием национальных языков. Мы узнаём бесчисленные связи народных душ с материей. Одна открывает себя в мраморе, другая - в красках. Две народных души совсем различно проявляют себя в волнах музыкальных звуков, различно - в высшем понимании сущего. Две души одинаково богато проявляют себя в эпосе. Мы убеждаемся, что славянская душа своим живым движением и своим ясным созерцанием напоминает греческую, и вспоминаем, что та же мысль уже приходила Гердеру... Мы созерцаем поразительные фазы греческой души, которые она проходила в течение трех тысячелетий. Мы узнаём, что греческая душа не только великий строитель, мы видим, что она и величайший созерцатель, что она, как никакая иная душа в мире, созерцает все сущее в образе - наиболее общем, совершенном и прекрасном, какой только доступен душам народов; что широко открытая и свободная в своем античном периоде, она созерцает образы в мраморе и в слове, созерцает даже и в отвлеченном понятии; что в христианский период она замыкается в себе, горит в своем недре и созерцает образы в красках и мелодии, перенесясь сама в ту область света, которую Платон считал когда-то столь далекой, столь недостижимой для земных душ.
Сравнивая другие души с греческой, мы узнаём, что кроме строящих и созерцающих душ есть души чающие. Они открывают себя в поэзии гимнов, в поэзии Псалтири.
Мы спрашиваем себя, наконец, что делает в мире русская душа. Мы обращаемся к ее созданьям и открываем, что это одна из самых широких и простых душ мира, что она чает без корысти, созерцает сочувственно: людей - скорбно, природу - ясно, небо - радостно... Мы чувствуем при этом, что эта младшая сестра греческой души прекрасна не тогда, когда горит и трепещет, а тогда, когда созерцает и теплится. Тогда, не теряя своей великой юности и своей деревенской простоты, она напоминает свою прекрасную и величавую сестру...
Продолжение этой статьи »
Список статей о "Троице" Рублева:
1) Муратов П.П.
2) Пунин Н.Н.
3) Трубецкой Е.Н.
4) Флоренский П.А.
5) Олсуфьев Ю.А. - стр.2
6) Щепкин В.Н. - стр.2 - стр.3
7) Щекотов Н.М. - стр.2 - стр.3 - стр.4
8) Тарабукин Н.М. - стр.2
9) Грабарь И.Э. - стр.2
10) Сычев Н.П. - стр.2
11) Малицкий Н.В.
12) Пуришев Б.И. - стр.2
13) Василенко В.М.
14) Успенский Л.А.
15) Голубцов В.А. - стр.2
16) Демина Н.А. - стр.2 - стр.3
17) Лазарев В.Н. - стр.2 - стр.3 - стр.4
18) Алпатов М.В. - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5
19) Дунаев Г.С.
20) Ильин М.А.
21) Ветелев А.А. - стр.2 - стр.3
|