Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


Щекотов Николай Михайлович. "Троица" Рублева.

Продолжение

  
Святая Троица
  

Сам цвет изменялся сравнительно не сильно, но зато сильно разнились цветовые лады. Один и тот же голубец, одна и та же празелень или киноварь служили разным художникам на протяжении столетий с неизменной верностью, но доля голубца в одной иконе была меньше или больше пространства, уделенного ему в другой. Наконец, соседство того или другого цвета имело свое решающее значение. В Троице Рублева, обладавшего полным знанием древнерусского живописца в области колорита, словно бы намечается некоторое отличительное начало. Он уже не соглашается пользоваться готовым цветом, приготовленным по древнему и всеми усвоенному рецепту, а стремится создать его самобытно. Он не мог бы обмакнуть свою кисть в горшочек какого-либо из своих товарищей, так как, положив краску на поверхность иконной доски, не почувствовал бы удовлетворения, не счел бы ее своей. Розово-лиловая одежда левого ангела Троицы окрашена не готовым, заранее уже определенным цветом, но создана в момент самой живописной работы; то же можно сказать и про оливково-зеленоватую одежду ангела на противоположном конце стола. Каждый мазок, легший на поверхность доски, особенный и различен от другого, хотя бы и соседнего; отсюда и происходит тот колористический трепет, который свойственен Троице и который творчески нарушает плоскостное впечатление, получаемое от расцветки других икон высокого мастерства. Эта цветовая вибрация усилена еще более сильными белыми просветами, наложенными на ангельские одежды. Цвет то появляется, то скрывается под белизной и становится безграничным, расплавленным, неуловимым.
Подобную способность художника создавать новый цвет, не руководствуясь наблюдениями действительности, мы называем творчеством цвета, подобным творчеством обладали художники венецианской школы. Если бы русское древнее искусство пошло дальше по этому пути, оно, возможно, достигло бы высочайших и чисто живописных вершин, но в настоящее время мы затруднились бы назвать древнюю икону, которая, в смысле творчества цвета, способна была стать наравне с Троицей. Несомненно, золотой фон, когда он еще был сохранен, должен был несколько ослаблять и без того нежные цветовые гаммы левого, лилово-розового, и правого, блекло-зеленого, ангела; нужны были более сильные ноты, чтобы противопоставить их мощи золотого сияния, и вот Рублев бросает необыкновенно чистую и сильную лазурь на плечо среднего ангела - бога, но ему мало этого "удара", он увеличивает и без того мощный голос лазури пурпуром хитона, на который падают лазурные складки гиматия. Золото побеждено цветом...
Художественно композиция Рублева безусловно стройна и слитна: ритм ангельских "крил" обнимает всех трех ангелов, "деисусное" расположение их за трапезой не дозволяет отнять ни одной из голов ангельских, но, тем не менее, явственен и ряд намеков, выделяющих из числа трех преимущество одного - среднего ангела. Он первый между равными, потому что расположен в середине; середина картины, подчеркнутая равнокрыльным расположением остального, есть мир царства и торжества, мир, возглавляющий всю композицию, стержень, который держит в равновесии ее весовые чаши. Но, кроме того, как мы уже говорили, художник одарил среднего ангела особенной цветовой силой, лазурью, принявшей цвет надзвездного пространства, и лазурь он положил на пурпур, красно-лиловый пурпур, который в византийской символике цвета служил знамением помазанничества, силы и власти, и, наконец, он подтвердил превосходство среднего ангела, возвысив его над другими и украсив его плечо золотым клавием. Все это дает понять, что этот ангел - бог, что он живоначален в композиции, что им живут другие два ангела, ему не единосущные.
Рублев жил в то время, когда духовное раскрепощение, выраженное впоследствии Нилом Сорским с такой определенностью и ясностью, уже начинало овладевать сознанием лучших людей. Вот откуда те особенности, которые мы отметили в его произведении, вот почему его Троица не создана для той церковной молитвы, которая законна перед древнерусскими иконами, вот почему молитва, читаемая перед ней, свободна и глубоко необыкновенна, вот что дало нам право указать на то, что Троица Рублева - не икона, не пособие для богослужения, но произведение самодовлеющее.
Мы не знаем ни одной иконы, написанной греческим художником на греческой почве, которая могла бы вполне предсказать и объяснить появление Троицы Рублева, но вместе с тем отдельные черты ее облика как бы разлиты во всей живописи тогдашнего восточнохристианского мира. Хотя бы ее женственность. Многие ангелы Периблепты в Мистре являются носителями этого начала, но далеко не в такой острой, если можно так выразиться, степени. Женственность вообще есть особенность искусства XIV века, с величайшим увлечением преданного обожанию Марии и грации женоподобных ангелов. Образ Благовещения, соединяющий ангела с непорочной Девой, и образ Умиления, соединяющий Богоматерь с младенцем, встречают нас в эту эпоху необыкновенно часто и пишутся с сердечной чистотой и высокими художественными совершенствами, недостижимыми ни для предыдущих, ни для последующих времен. Джотто, Дуччо, Шонгауэр, Рублев и многие, многие другие художники восхваляют белую лилию, "честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим". Дивные образы их творчества не заимствованы ими из окружающей действительности, но явлены нам из области "умопостигаемой", по выражению Григория Богослова, или, лучше сказать вместе с Исааком Сирином, из второй сферы, доступной ведению человека."


Список статей о "Троице" Рублева:

1) Муратов П.П.
2) Пунин Н.Н.
3) Трубецкой Е.Н.
4) Флоренский П.А.
5) Олсуфьев Ю.А. - стр.2
6) Щепкин В.Н. - стр.2 - стр.3
7) Щекотов Н.М. - стр.2 - стр.3 - стр.4
8) Тарабукин Н.М. - стр.2
9) Грабарь И.Э. - стр.2
10) Сычев Н.П. - стр.2
11) Малицкий Н.В.
12) Пуришев Б.И. - стр.2
13) Василенко В.М.
14) Успенский Л.А.
15) Голубцов В.А. - стр.2
16) Демина Н.А. - стр.2 - стр.3
17) Лазарев В.Н. - стр.2 - стр.3 - стр.4
18) Алпатов М.В. - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5
19) Дунаев Г.С.
20) Ильин М.А.
21) Ветелев А.А. - стр.2 - стр.3




Реклама:
» 

"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet