Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


Ильин Михаил Андреевич. "Троица" Рублева.

  
Святая Троица
  

Известный специалист по русской и советской архитектуре и прикладному искусству, Михаил Андреевич Ильин (1903-1981) обратился к изучению живописи Древней Руси в юбилейные дни 1960 года. При этом он с самого начала сосредоточился на искусстве Рублева и Феофана Грека. Его первой работой на эту тему была статья "К датировке звенигородского чина" (1963). В дальнейшем последовало еще несколько атрибуционных статей, таких как "К изучению иконы Иоанна Предтечи из Николо-Пешношского монастыря" (1964), "Некоторые предположения об архитектуре русских иконостасов на рубеже XIV - XV веков" (1966), "К московскому периоду творчества Феофана Грека" (1966), "Мировйдение XIV века и его связи с искусством Московской Руси" (1968), "Новое об иконостасе собора во Владимире работы Андрея Рублева 1408 года" (1969), "Троица Феофана Грека" (1976). Закономерным итогом этих специальных публикаций, направленных к одной цели, явилась книга М.А.Ильина "Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева" (М., 1976), в которой высказано немало верных и поучительных замечаний не только об архитектуре, но и о живописи.
Однако для антологии мы выбрали отрывок о "Троице" не из этой книги, а из очерка М.А.Ильина о Троицкой лавре. Первое издание очерка появилось в 1967 году на английском языке, а в 1971 году вышло и русское издание. Троицкая лавра была для М.А.Ильина таким историческим памятником, в котором соединилось все истинно художественное: архитектура, живопись великих художников, замечательные произведения прикладного искусства, которые образуют в музеях и соборах лавры на редкость подлинное в своей продолжающейся жизни национальное достояние. Вероятно, потому, что М.А.Ильин не профессиональный историк живописи и его чувство не притупилось сугубо научными суждениями, он нашел для выражения своих впечатлений о "Троице" свежие, непохожие на других слова. Его восприятие "Троицы" таково, что душа автора как бы беседует с душой художника, воплощенной в ангелах иконы и ее красках.

"Мы вглядываемся в лики ангелов, стремясь глубже вникнуть в содержание иконы, понять то основное и сокровенное, с чем обращается к нам художник из глубины веков. Они задумчивы, эти три странника, глубоко погруженные в свои мысли. И вот постепенно нам начинает открываться замысел Рублева. Нам кажется, нет, мы все больше и больше убеждаемся в том, что тут запечатлен миг, который пережили в жизни и мы. Во время беседы о чем-то очень серьезном, о самом важном в жизни кто-то, словно осененный высшей мудростью, сказал нужное слово, выразил ту истину, которая не находила дотоле точного выражения в словах. И вот она родилась, эта всеохватывающая и глубокая истина, простая, ясная, мудрая. Она захватила нас, отстранив все будничное, случайное, быстротекущее. И каждый задумался о сказанном, погрузился в свои мысли, ушел в себя, замер, чтобы прочнее закрепить в сознании эту истину. И тогда наступила тишина. Она охватила всех присутствующих, слила их души воедино. И мы, пережившие это великое и неизъяснимое мгновение, выходим из него окрепшими, утвердившись в познанной истине. Ведь она объединила нас и вселила в души мужество, стойкость и спокойствие... Каким же великим художником был Рублев, если он смог запечатлеть в эпоху строгих церковных канонов столь глубокие человеческие чувства и переживания!
Невозможно не обратить внимания на колорит Троицы, на те полные большого смысла и неизгладимого очарования особенности редких по гармонии цветовых сочетаний, которых нет ни в одной другой древнерусской иконе. Краски Рублева обладают не только цветосилой, но и светосилой. Несмотря на то, что в прошлом икона пострадала от неумелых поновлений, ее краски словно излучают свет, пронизывающий все детали изображения. Этот свет сияет в белых и голубоватых пробелах. Мы видим нежнейшие высветления и переходы от тени к свету. Мы можем любоваться каждым цветом в отдельности или в сочетании с другими, рядом расположенными. Но особенно нас привлечет светло-голубой цвет - знаменитый и несравненный рублевский голубец, напоминающий одновременно и голубизну неба, и зацветающий молодой лен, и первые васильки, появляющиеся к Троицыну дню в зеленой еще ржи. Правы те, которые увидели в колорите Троицы отражение красок природы Средней России той поры года, когда колышутся на взгорьях зеленеющие, но уже посветлевшие зацветающие хлеба, когда над ними плывут в лазури громады облаков-соборов с их лиловыми тенями, когда по деревням стоят среди еще золотистой щепы свежие срубы будущих изб, когда из глубины небес звенит песнь жаворонка, а солнечные лучи, словно золотые иглы ассиста, пронизывают весь мир, играя в переливающейся ряби безмятежных рек и озер.
Живописное искусство художника не самоцель, а непосредственное выражение его чувств и помыслов. Поэтому оно так сильно трогает нас, оставляя глубокий след в нашем сознании..."


Список статей о "Троице" Рублева:

1) Муратов П.П.
2) Пунин Н.Н.
3) Трубецкой Е.Н.
4) Флоренский П.А.
5) Олсуфьев Ю.А. - стр.2
6) Щепкин В.Н. - стр.2 - стр.3
7) Щекотов Н.М. - стр.2 - стр.3 - стр.4
8) Тарабукин Н.М. - стр.2
9) Грабарь И.Э. - стр.2
10) Сычев Н.П. - стр.2
11) Малицкий Н.В.
12) Пуришев Б.И. - стр.2
13) Василенко В.М.
14) Успенский Л.А.
15) Голубцов В.А. - стр.2
16) Демина Н.А. - стр.2 - стр.3
17) Лазарев В.Н. - стр.2 - стр.3 - стр.4
18) Алпатов М.В. - стр.2 - стр.3 - стр.4 - стр.5
19) Дунаев Г.С.
20) Ильин М.А.
21) Ветелев А.А. - стр.2 - стр.3




Реклама:
» 

"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet