"Сквозь Жар Души". Из книги В.С.Прибыткова
Глава четвертая
Покинув - по неизвестным причинам - Троицкий монастырь, Андрей Рублев в начале четырехсотых годов обосновался в Андрониковом монастыре (том самом, где сейчас находится Музей имени Андрея Рублева).
На талантливого чернеца обратил внимание великий князь Василий, сын Дмитрия Донского.
Интерес его к работам Рублева оказался столь велик, что уже в 1405 году, выбирая мастеров для украшения Благовещенской церкви Московского Кремля, князь пожелал, чтобы в создании новых икон и фресок принял участие Андрей Рублев.
Называя художников, расписавших церковь Благовещения, летописец первым упомянул имя знаменитого византийца Феофана Грека, вторым - имя русского мастера Прохора «с Городца», а имя Андрея Рублева поставил третьим. Вероятно, из троих живописцев Андрей был самым молодым и сравнительно менее известным.
Поручение великого князя было почетным и не могло не волновать молодого художника, тем более что работать предстояло рука об руку с ярчайшим, своеобразнейшим живописцем - Феофаном Греком.
Вряд ли есть основания сомневаться, что главная роль в украшении Благовещенской церкви принадлежала Феофану Греку. И возраст Феофана, и огромный опыт, и слава - все говорит о том, что общее руководство работами скорее всего поручили ему. Следовательно, замысел росписи и, возможно, идея благовещенского иконостаса - феофановские. Кисти его принадлежат и уцелевшие в церкви остатки древней стенной росписи и ряд икон.
Андрей Рублев должен был многому научиться у выдающегося мастера живописи. Вот почему здесь уместно несколько подробнее рассказать о Феофане Греке.
К сожалению, известия о нем немногим более пространны, чем известия о Рублеве. Но все же мы знаем, что Феофан был византийцем, а на Русь приехал из Кафы (теперешней Феодосии), причем сначала его пригласили в Новгород украшать тамошние храмы.
Феофан принял это приглашение, явно рассчитывая обрести в русских городах обширное поле для художнической деятельности.
И он не ошибся. Но в Новгород он попал в весьма бурное время. И если большого художника и «изрядного философа» могла тяготить удушливая атмосфера Царьграда, могли угнетать резкие контрасты богатства и нищеты, углублявшаяся с годами социальная рознь, все, что привело в конце концов к падению Византии, то и в «батюшке-Новеграде» было от чего приуныть.
Вторая половина XIV века отмечена в Новгороде резким обострением борьбы посадских низов с боярами и церковной знатью.
В конце пятидесятых годов в городе вспыхивает крупное восстание. Народ врывается в дома богатеев. Наиболее ненавистных бояр убивают, швыряют их тела в реку, других просто бьют, а имущество их растаскивают.
Осторожный и ловкий архиепископ Алексей, переждав, пока утихнут страсти, кое-как умиротворил посад. Но именно при Алексее получила наибольшее распространение ересь стригольников и стала ожесточенной борьба с еретиками, закончившаяся в 1375 году казнями их вождей - дьяконов Карпа и Микиты, а также некоторых других.
Как велико было в Новгороде влияние стригольников, выступавших против недостойной жизни духовенства, видно хотя бы из того, что в 1382 году архиепископу Алексею пришлось снаряжать специальное посольство в Константинополь с просьбой к патриарху Нилу о помощи.
Нил понял важность этой просьбы и послал в Новгород какие-то грамоты, «изобличавшие» стригольников.
Стало быть, в Новгороде Феофан Грек стал свидетелем стихийных выступлений городской бедноты, острейшей схватки церкви с еретиками, кровавой расправы с теми, кто восставал против установленного порядка жизни.
До наших дней частично дошла роспись новгородской церкви «Спаса-на-Ильине», созданная Феофаном Греком в 1378 году, то есть всего три года спустя после казней вождей стригольников.
Изображенный в куполе храма Спас пронзает мир напряженным, гневным взглядом.
Могучи и суровы праотцы в простенках подкупольного «барабана». Здесь знаменитый пророк Мельхиседек, предупреждающе поднявший правую руку со свитком «божьего слова». Здесь гордый и праведный Ной, бережно держащий ковчег. Здесь сын Адама - Авель, изображенный, вразрез с канонами, не слабым страдальцем, а участником легендарной трагедии, человеком сильным, отрешенно провидящим свою несчастную судьбу (по библейской легенде Авеля убил его родной брат, Каин).
Продолжение »
|