|
|
"Сквозь Жар Души". Из книги В.С.Прибыткова
Найдены были рублевские росписи и в Саввино-Сторожевском монастыре близ того же Звенигорода.
Были освобождены от позднейших росписей чудесные фрески Успенского собора во Владимире, нашлись красочные миниатюры, сделанные, как полагают, юным Андреем Рублевым для так называемого «Евангелия Хитрово».
Советские ученые положили немало сил, чтобы изучить творчество великого древнерусского живописца.
И легенда перестала быть легендой.
Теперь, зная произведения Андрея Рублева, располагая некоторыми сведениями о жизни мастера и большим историческим материалом, мы можем сделать попытку проникнуть в мир чувств и мыслей художника.
Попробуем же, хотя бы в общих чертах, проследить судьбу Андрея Рублева, понять его творчество.
Глава вторая
Известно, что в конце XIV столетия Андрей Рублев был послушником в Троицком монастыре. Монастырь этот сохранился до наших дней. Он находится в подмосковном городе Загорске.
Родился ли Рублев в пятидесятые годы XIV столетия или гораздо позже? Пришел ли он в монастырь зрелым человеком или юношей? Принадлежал ли к известному, богатому и знатному роду или был простолюдином?
Обо всем этом сведений не осталось, ответить на эти вопросы можно только спорными гипотезами. Так или иначе, в Троицком монастыре Андрей Рублев какое-то время жил и работал.
История же возникновения подмосковной обители, где послушничал Андрей Рублев, словно капля воды, отражает половодье событий, захлестнувших нашу землю в тридцатые и сороковые годы XIV века.
В 1327 году на берегах Волги загудел набат, раздались крики ярости и мщения: жители Твери во главе с великим князем Владимирским Александром Михайловичем «побили» ханского наместника Чолхана и его свиту.
Эта небольшая победа воодушевила великого князя, который не был расчетливым политиком. Он нашел момент подходящим для общерусского восстания и бросил клич остальным князьям: «Встать за святую Русь!»
Но Александра Михайловича не поддержал никто.
События развивались стремительно. «Тверской бунт» случился в конце лета. Осенью дорог не было. Зато, едва пал снежок и подморозило, к татарскому хану в Сарай помчался, прыгая на ухабах, возок московского князя Ивана, того самого, что заслужил у современников прозвище Калиты.
Иван торопился в Орду за ярлыком на великокняжеский стол, и торопился не с пустыми руками - вез щедрые подарки.
Он рассчитал правильно. Хан в гневе на Александра Михайловича пообещал ярлык на великое княжение Ивану, если тот поможет татарам покарать тверичей...
Весной татарские полчища переправились через Волгу, соединились с войсками Калиты и опустошили почти все русские земли, кроме Московской. Иван Калита стал великим князем.
Где только мог, «изводил» он сторонников Твери, «оттягивал» их имения. Общая судьба не миновала и древнего Ростова - славнейшего города Суздальской земли.
Тверского наместника сменил здесь московский - боярин Василий Кочева. Его притеснения и поборы вызвали недовольство. Кочеве того и надо было. Получив предлог для применения силы, он стал действовать быстро и жестоко.
Одним из первых схватили боярина Аверкия. Тот скончался, подвешенный за ребро на крюк в подвале дома Кочевы. Истязаниям подверглись и другие бояре и служилые люди. Кровавый разгул сопровождался грабежом и захватом богатых имений.
Подверглась преследованиям и семья знатного боярина Кирилла.
На крюке боярин Кирилл духа не испустил, но имением поступился. Оставаться в Ростове было ему, видимо, небезопасно. И уехал он прочь из родового гнезда, направляя стопы свои в подмосковный городок Радонеж, отданный в ту пору Иваном Калитой малолетнему сыну Андрею.
Продолжение »
|
|