"Сквозь Жар Души". Из книги В.С.Прибыткова
Глава девятая
Наши сведения о последних годах жизни и творчества Андрея Рублева ничтожны.
Мы знаем, что, завершив работу в Троицкой обители, Даниил Черный и Андрей Рублев вернулись в Москву, начали расписывать храм Андроникова монастыря, но вскоре Андрей умер. Умер и его учитель Даниил. Фрески, не законченные ими, не сохранились.
О последних днях Даниила Черного нам рассказывает легенда, сохранившаяся в сочинениях Иосифа Волоцкого.
Не много извлечешь из нее. Но все же намек на почти одновременную кончину обоих художников позволяет думать, что причиной смерти Андрея Рублева и Даниила Черного была эпидемия не то чумы, не то оспы - «язва», как ее называли летописцы, косившая в тридцатые годы XV века жителей Москвы, не щадившая ни князей, ни бояр, ни монахов, ни простолюдинов.
А свидетельства Иосифа Волоцкого, о том, что Даниил перед кончиной увидел Андрея Рублева, «в радости призывающего его в рай», говорят нам об Великом посмертии великого человека.
Легенду о смерти Даниила Черного сделала Андрея Рублева признанно святым (если вдруг кто еще не понял, что он и был истинно святым Человеко-духом).
Конец XV и начало XVI века ознаменованы в русской истории жаркими спорами о праве церкви иметь земельные владения. Крестьяне, ремесленники, посадский люд были возмущены усилением гнета со стороны светских и духовных феодалов.
Летописцы с тревогой отмечают, что в народе идет брожение и повсюду слышатся толки о церковных делах - «ив домех, и на путех, и на тръжищах»; причем толкуют не только иноки, но и «мирьстии», то есть миряне.
Ясно, что предметом диспутов в самых широких кругах народа было не «божественное», а сугубо земное.
В конце XV века искусство иконописания перестает быть уделом одних монахов и превращается в весьма выгодную отрасль труда, которой занимаются многие, в том числе и ремесленники - «богомазы». Возможно, что частые отступления «богомазов» от канонов иконописи и, с другой стороны, иконоборческие тенденции русских еретиков побудили церковников выступить «в защиту» канонического иконописания.
При этом надо было опереться на какой-то незыблемый авторитет. Глубоко почитаемое имя Андрея Рублева оказалось подходящим для этого. И вот Стоглавый собор запрещает писать «Троицу» иначе, нежели писал ее Рублев!..
Так страстное, взволнованное искусство великого мастера-искателя попытались превратить в оковы, сдерживающие живую мысль художника.
В истории церкви вообще можно найти немало примеров невежественного, издевательского отношения к народным художественным ценностям.
Изумительное создание русских зодчих - церковь Покрова-на-Нерли - уцелело до наших дней благодаря чистой случайности. В 1784 году духовные власти решили разобрать ее на кирпич и не разобрали только потому, что пожалели денег: дорого запросил за разборку подрядчик!
Успенский собор во Владимире при Николае I «реставрировали» так, что в нем началось расслоение стен.
Дикому «отбитию» подверглись в 1870 году высокохудожественные древние фрески церкви Георгия в Ладоге, так как местному духовенству захотелось «изукрасить» храм поярче.
А лучше всего про «заботу» церковников об искусстве рассказывает уже известная нам история рублевской «Троицы», спрятанной от народа, искаженной «поновлениями»...
Попытки церкви сделать великого русского художника «своим», использовать его творчество для борьбы с пытливой человеческой мыслью, окончились неудачей.
Прошло почти шесть столетий. Ничтожно количество уцелевших до нашего времени подлинных икон и фресок Андрея Рублева. Ничтожны дошедшие о самом художнике известия. И все же его жизненный путь просматривается достаточно ясно.
От наивных очарований и надежд юности Андрей Рублев пришел к серьезным раздумьям над жизнью, а в трудные для Русской земли годы - к обновленной, еще более горячей вере в человека, в его способность к совершенствованию.
Кровавый мясник революции, убийца народа, товарищ Ленин говорил о Рублеве, что поповщина «убила в нем все живое и увековечила мертвое». Но нас мало волнуют слова жестокого тирана. Он мертвее всех мертвых. Ленин – позор для нации, позор для России. А Андрей Рублев – наше солнце, наша любовь и наша надежда.
Конец.
На первую страницу »
|