Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Древнерусская иконопись". Из книги В.Шумкова

3. Как работали древнерусские художники

  
Архангел Гавриил
  

   Шумков В.  Иконопись

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

В начале нашего столетия была открыта неведомая прежде древнерусская живопись. Перед взором специалистов и узкого тогда круга знатоков, любителей искусства в дивном сиянии немеркнущих красок предстали творения древнего российского художества - иконы XII - XVII веков. С тех пор прошло несколько десятилетий. Уже в наше время все чаще и чаще в музеях и выставочных залах, на страницах альбомов встречаемся мы с этими произведениями - на первый взгляд странными, непривычными, но такими загадочно-манящими, влекущими в мир, отдаленный от нас столетиями. Что-то полузабытое, далекое и вместе с тем родное светит из дали времен в этих красках и ликах, зовет к себе. Разгадать эту тайну художников давно ушедших поколений, понять, чем они жили, как мыслили, что ценили, - нелегкая, но увлекательная задача для каждого, кому дорого прошлое нашего народа, его история, кто любит и ценит искусство. Однако для этого требуется немало труда, знаний...
Как же случилось, что до начала XX века никто не ведал о несравненной красоте и духовном богатстве живописи Древней Руси, не замечал в мрачных темных или "поновленных" ремесленной кистью иконах искусства мирового уровня? Ведь культура средневекового периода русской истории была давно и основательно изучена. Было известно, какой высоты достигла наша древняя литература - летописи, повести, жития. По старым городам и селам всем видимые, в нерушимой красе стояли каменные и деревянные храмы, мощные, неприступные стены и башни крепостей - пришельцы из седой старины, архитектурная летопись нелегкой, но славной истории России.
Постепенно открылась для городских жителей поэзия и красота народного искусства, которое столетиями украшало труд и досуг русского крестьянина. Учеными XIX века были уже собраны и изучены бесценные сокровища устного народного творчества - жившие в памяти многих поколений песни, былины, сказания. Но почему никто не знал тогда, что в древние времена на Руси была прекрасная, глубокого содержания живопись, еще в XVII веке яркая, живая, цветущая? Отчего за два последующих столетия она оказалась забытой и недоступной взору?
Ответ на этот вопрос, равно как и на многие другие, связанные с древнерусским искусством, только тогда будет ясным и точным, если мы конкретно представим себе, как работали старые мастера, как создавалось в древности живописное произведение. Осознать процесс их творчества помогут нам дошедшие до наших дней иконы и немногочисленные письменные источники, многие из которых до сих пор не опубликованы и хранятся в рукописных собраниях...
Историческая память сохранила мало имен древнерусских художников. Это объясняется тем, что средневековое творчество тяготело к анонимности - на Руси до XVII века мастера почти никогда не подписывали своих произведений. Оставаясь в безвестности, художник придерживался своеобразного нравственного начала - авторской скромности. Важным представлялся не он сам, не его имя, а изображение - его предмет... Но подобное отношение к авторству ни в коем случае не означало пренебрежения к личности и дару мастера. Напротив, о живописцах писали в летописях, о лучших из них складывались устные и письменные предания.
Литература сохранила для нас имена первых русских художников, научившихся своему искусству у приезжих византийских мастеров. Родоначальниками русского изобразительного искусства были киевские монахи - иконописцы Алипий и Григорий, жившие в XI веке. Из летописей и житий мы знаем имена Феофана Грека, Прохора из Городца, московских художников Андрея Рублева, Даниила Черного, Митрофана, Паисия, Дионисия с сыновьями Феодосием и Владимиром. Эти мастера жили в период от XIV до начала XVI века.
Иногда иконописцы все же оставляли свои подписи на произведениях, но до XVII века это делалось крайне редко. Самая древняя из известных сейчас подписей принадлежит новгородскому художнику XIII века Алексе (то есть Алексею) Петрову. В 1294 году, написав икону святого Николы, он сообщил в надписи на ней свое имя: "А писал грешный Алекса Петров сын..."
В древние еще времена установилось отношение к художнику как к избранному, отмеченному особым даром человеку, который в своей жизни должен быть достоин этого звания. В его художестве видели деятельность высокую, священную. Поэтому, как свидетельствует документ 1551 года - так называемый "Стоглав", художником не мог быть убийца, драчун, пьяница, сквернослов, грубый или нечестный человек.  Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet