Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Древнерусская иконопись". Из книги В.Шумкова

4. Иконография преподобных

  
Архангел Гавриил
  

   Шумков В.  Иконопись

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Обычно Авраамий изображается с иконой Богоматери в руках. Другая его характерная особенность - рисунок бороды, которая пишется отдельными волнистыми прядями. По этим признакам он легко узнается на иконе Собора костромских святых, написанной уже в XIX веке для Никольского храма в Нерехте близ Костромы. На этой иконе представлены основатели крупнейших костромских обителей с XIV до середины XVI века: Макарий Унженский, Авраамий Галичский, Тихон Лухский (ум. 1503), Геннадий Костромской и Любимоградский (ум. 1564), Ферапонт Монзенский (ум. 1591), Пахомий Нерехтский (ум. 1384), Иаков Железноборовский (ум. 1451), Варнава Ветлужский (ум. 1492) и Паисий Галичский (ум. 1460).
Подвиг столпничества, столь популярный у первых сирийских отшельников, на Руси распространения не получил. Единственное исключение - преподобный Никита Переславльский, живший в XII столетии. В молодости он был сборщиком податей в Переславле Залесском и вел нечестивую жизнь. Раскаявшись, ушел в ближайший монастырь и принял подвиг столпничества. Его столп сильно отличался от восточных: он выкопал для себя узкую столпообразную яму, где и жил, нося при этом каменную шапку и вериги. Святой исцелил князя Михаила Черниговского, послав ему свой жезл, когда тот шел к нему в монастырь. Никиту убили его же родственники, пришедшие на богомолье и польстившиеся на его вериги, решив, что они из серебра.
Несмотря на то что Никита жил не на столпе, а в яме, его иногда писали на иконах в традиционной иконографии столпника, сидящим на площадке столпа, хотя чаще встречаются его обычные полуфигурные изображения, причем всегда святой одет в куколь.
Другой вид аскезы, близкий столпничеству, избрал для себя преподобный Нил Столобенский (ум. 1554). Он происходил с окраины новгородских земель, а постриг принял в псковском Крыпецком монастыре. В 1528 году Нил ушел на остров Столбный на озере Селигер в семи верстах от Осташкова, где прожил в уединении 27 лет. Святой никогда не садился и не ложился, а спал стоя, опираясь на костыли. В конце XVI века на острове был основан Богоявленский монастырь, а затем произошла канонизация преподобного и написано его Житие, автор которого, монах вологодской Герасимовой пустыни Филофей Пирогов, использовал свидетельства, собранные иноком Германом. В этом Житии говорится и о создании первой иконы святого по описаниям помнивших его местных жителей.
Иконы Нила Столобенского с видом монастыря, предназначавшиеся для паломников пустыни, писались на протяжении многих лет в огромном количестве, множество из них дошло до наших дней. По ним можно зримо проследить, как менялся с течением времени облик монастыря от скромной деревянной обители до внушительного каменного архитектурного ансамбля. Вверху таких икон, как правило, изображается Богоявление, которому посвящен монастырь; реже - икона Богоматери Селигерской (по типу Владимирской), бывшая келейным образом святого. В XVIII - XIX веках чрезвычайно широкое распространение имели также резные деревянные скульптуры святого, представлявшие его опирающимся на костыли.
Среди русских преподобных есть и такие, которые пользовались преимущественным почитанием у старообрядцев. К ним, в первую очередь, относится Максим Грек (ок. 1470 - 1555), официально канонизированный только в 1988 году. В то же время сохранилось множество его икон, написанных в XVII - XIX веках в старообрядческой среде. В миру Максим носил имя Михаил Тавлакис. Он родился в городе Арта в аристократической греческой семье. В 1492 году, как и многие его соотечественники, уехал в Италию, где жил и учился во Флоренции, Милане, Падуе и Венеции. Он был знаком с ведущими гуманистами эпохи Возрождения, но, в то же время, был глубоко впечатлен проповедями Джакомо Савонаролы, гибель которого описал в одном из своих сочинений. В 1502 году Михаил стал монахом-доминиканцем, но через два года навсегда покинул Италию и отправился на Афон, где постригся в монастыре Ватопед с именем Максим. В 1516 году, когда великий князь Василий III пригласил с Афона в Москву ученых монахов для перевода греческих книг, Максим уехал в Россию. Живя в московском Чудове монастыре, Максим собрал вокруг себя образованных людей и активно включился в обсуждение тех идей, которые волновали русское общество того времени. В результате он попал в немилость у высшей власти и был заточен сначала в Иосифо-Волоколамском, затем в тверском Отроче монастыре, но не переставал заниматься литературной и публицистической деятельностью. Свои дни Максим Грек окончил в Троице-Сергиеве монастыре, где был похоронен. Старообрядцы видели в нем праведника, находившегося в оппозиции к неправедным светским властям и пострадавшего от них, что и стало основным поводом для его почитания.
Иконография Максима Грека очень своеобразна и легко узнаваема: святой изображается с большой окладистой круглой бородой, на голове его - монашеская скуфья типичной греческой формы.
В лике преподобных в восточнохристианской церкви прославилось немало святых жен. Они изображаются в монашеском облачении и непременно с покрытой головой. На Руси широким почитанием пользовались, главным образом, свои русские преподобные жены, иконы праведных монахинь других стран христианского востока встречаются на русской почве гораздо реже.
Большой всплеск интереса к преподобным женам и к теме женской святости в русской иконописи произошел в конце XVII века при царевне Софье Алексеевне, которая в течение восьми лет была реальной правительницей Русского государства. По ее инициативе в 1680-х годах в Новодевичьем монастыре, считавшемся придворным, проводились большие строительные и художественные работы. Тогда же в Софийском приделе Смоленского собора в иконостасе появился необычный деисусный ряд, в котором были представлены исключительно преподобные жены, как восточные, так и русские.
Многие из русских царевен XVII века носили имена преподобных жен, и для каждой из них при рождении создавалась по существовавшей в царской семье традиции так называемая мерная икона. На узкой доске, соответствовавшей своей высотой росту новорожденной, лучшие придворные изографы писали образ святого покровителя царского дитяти. К такому типу относится написанная в 1694 году мастером Оружейной палаты Кириллом Улановым икона преподобномученицы Феодосии, святой покровительницы дочери царя Ивана Алексеевича, старшего брата и в те годы соправителя Петра I. Феодосия жила в Константинополе в VIII веке, в юности оказалась в монастыре. В годы иконоборчества святая за попытку защитить от уничтожения чудотворный образ Христа на воротах Халке (Медных) была брошена в темницу и умерла от жестоких мучений. Поскольку Феодосия приняла мученическую кончину, она изображается с крестом в руке, как это свойственно иконографии мучеников.  Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet