Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Древнерусская иконопись". Из книги В.Шумкова

4. Иконография преподобных

  
Архангел Гавриил
  

   Шумков В.  Иконопись

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

В иконографии русских святых часто учитываются те обстоятельства, которые связаны конкретно с каждым из них. И, конечно, Антония Римлянина часто изображали плывущим на камне и пристающим к новгородскому берегу. Такой вариант присутствует в многочисленных небольших иконах святого, относящихся к так называемым раздаточным образам.
Эти иконы писались для посещавших монастырь паломников, желавших увезти с собой на память образ святого и имевших возможность их приобрести, а также для подарков важным гостям обители. Иногда такие иконы называют также иконами основания, поскольку, святой на них обычно изображается с монастырем, который был им основан или где он прославился. Первые иконы такого рода появились на Руси в XVI веке и позднее стали очень популярны.
Варлаам Хутынский (ум. 1193) был местным новгородским уроженцем и в миру носил имя Алексы Михалевича. Им был основан Спасо-Преображенский Хутынский монастырь близ Новгорода. Почитаться он стал сразу после смерти, причем в Новгороде был самым значительным среди местных святых. В XV веке популярность Варлаама вышла за пределы новгородских земель после того, как у его мощей воскрес постельничий великого князя Василия II Темного Григорий Тумгень. С этого времени в Москве стали появляться изображения Варлаама Хутынского, а в Новгороде - Сергия Радонежского, им посвящались храмы. Нередко обоих святых изображали вместе в храмовых росписях, включали в качестве дополнительных персонажей в иконы различных сюжетов, как самых чтимых русских святых, один из которых связан с Новгородом, а другой с Москвой. Так возникший тогда временный альянс между независимой Новгородской республикой и великокняжеским Московским государством, стремившимся к объединению всех русских земель, обрел свое выражение в иконографии.
Величайший из всех русских святых преподобный Сергий Радонежский (1314 или 1322 - 1392) жил на два столетия позже Варлаама Хутынского. Ему выпало быть современником важнейших событий, происходивших на Руси в XIV веке. Совершенный им духовный подвиг во многом предопределил дальнейший ход русской истории, приведший к созданию единого государства. Духовный авторитет Сергия и влияние его идей на сознание русского общества были чрезвычайно велики, хотя сам он никогда не стремился к мирской славе и предпочитал оставаться простым игуменом основанной им Троицкой обители. Почитаться как святой он стал сразу после своей кончины. Обретение мощей и канонизация Сергия Радонежского произошли в 1422 году, тогда же были установлены дни празднования - 5/18 июля и 25 сентября/8 октября.
Созданный в 1420-х годах шитый покров на раку святого, подаренный в монастырь великим князем Василием, сыном Дмитрия Донского, сохранил для потомков прижизненный облик Сергия; подготовительный рисунок для него выполнялся художником, по-видимому, хорошо помнившим преподобного. Это острое ощущение подлинности, индивидуальности облика святого с течением времени сглаживалось. Так на житийной иконе первой трети XVI века, происходящей из Успенского собора в подмосковном Дмитрове и приписываемой кисти Феодосия, сына великого Дионисия, Сергий мало чем отличается от других преподобных, изображение его лика обретает условность и неконкретность. Зато это одна из самых ранних житийных икон святого, где в клеймах проиллюстрировано его первое Житие, написанное в 1417 - 1418 годах учеником Сергия Епифанием Премудрым, иноком Троицкой обители. В середине XV века этот текст был переработан и дополнен сербом Пахомием Логофетом, который включил в него описания обретения мощей и посмертных чудес святого.
С XVI столетия на Руси было создано очень много икон преподобного Сергия, в том числе и житийных. Многие из них писались непосредственно в Троицком монастыре. В 1640-х годах келарь монастыря Симон Аза-рьин создал новую редакцию Жития святого, включившую многие посмертные чудеса, которые иконописцы очень скоро стали иллюстрировать в клеймах житийных циклов на иконах Сергия. Некоторые эпизоды Жития со временем выделились в самостоятельные сюжеты икон. Так, уже в конце XV века появилась отдельная иконография так называемого «Сергиева видения». В ее основу лег эпизод из раннего Жития, в котором рассказывается о том, как однажды, когда Сергий, находясь вечером в своей келье вместе с келейником Михеем, совершал молитвенное правило, ему явилась Богоматерь в сопровождении апостолов Петра и Павла. Этот сюжет стал излюбленным в монастыре и на протяжении столетий повторялся на иконах, создававшихся в монастырских иконописных мастерских для паломников. Со временем композиция таких икон претерпела некоторые изменения, в ней появлялись дополнительные детали. Так в Новое время более подробно изображалась келья Сергия, где непременно видны его иконы - «Богоматерь Одигитрия» и «Святитель Николай», очень почитавшиеся в обители и сохранившиеся до нашего времени. Более эмоционально изображаются Сергий и Михей - первый падает на колени перед Богородицей, второй прикрывает лицо краем одежд. В изначальном же варианте композиция отличалась гораздо большей строгостью.  Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet