"Древнерусская иконопись". Из книги В.Шумкова
2. Иконостас
Важным элементом иконостаса были двери, ведущие в алтарь. Они назывались царскими (ибо ими входит Царь Славы - Христос), или райскими (поскольку восточная часть церкви символизировала собою рай). В раннее время врата, по существу, были теми же иконами: на их створках обычно писали творцов литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста или же Благовещение с евангелистами.
Затем их начали украшать резьбой, которая покрывала створки сплошным ковром. Живописные изображения сохранились в виде маленьких иконок, вставленных в фигурную раму - киот и прикрепленных к створкам.
На северных и южных вратах, ведущих в особые отделения алтаря - жертвенник и дьяконник, - писали сюжеты, связанные с темой рая (Лоно Авраамово, Благоразумный разбойник, первым после распятия Христа вошедший в рай, архангелы - стражи райских врат).
В XVI веке между иконами появились столбики, делящие иконостас на отдельные клеточки-ячейки. Декоративная резьба превращала их в подобие архитектурного элемента. Но в полный голос архитектура в русских иконостасах заявила о себе в середине XVII века, когда патриарх Никон воспользовался услугами белорусских и украинских резчиков.
Они принесли на Русь как новые, более сложные инструменты для обработки дерева, так и новый тип резьбы, называемой "флемской" (от немецкого "flamisch" - фламандский).
Голландские и фламандские резчики действительно были создателями виртуозной резьбы в стиле барокко, которая затем распространилась по Европе, через Польшу попала в Белоруссию, а оттуда - в Россию. Условные мотивы орнамента сменились в ней натуралистично трактованными травами, цветами и плодами.
Расписанные "золотом, серебром и розными краски", эти иконостасы в самом деле напоминали райский сад, где рос виноград - символ крови Христовой, гранат - атрибут его страданий, розы - знак райского блаженства.
С "флемскими" иконостасами в интерьеры русских церквей проникли ордер и скульптура. В XVIII столетии архитектурно-скульптурная "рама" иконостаса стала безудержно разрастаться в ущерб живописи.
Уже в иконостасе собора Петропавловской крепости, исполненном в 1720-е годы по рисунку украинского мастера И.Зарудного, иконы занимают очень скромное место. Центр невысокого, по существу, одноярусного иконостаса решен в виде триумфальной арки.
Царские врата (дошедшие в копии середины XIX века) открывают взору внутренность алтаря с огромной надпрестольной сенью. Открытость алтаря и использование круглой скульптуры свидетельствуют о католическом влиянии.
Однако известно, что культура петровского времени, как и сам царь-преобразователь, нередко отличалась излишним радикализмом. Послепетровские иконостасы возвращаются к традициям XVII века:
становятся высокими и сплошными, но, в отличие от "флемских", приобретают вид цельной стенки-перегородки, к которой прикрепляются иконы в пышных рамах. Стена, окрашенная в яркий - синий, красный, зеленый - цвет, причудливо изгибается, копируя архитектуру барочных церквей XVIII столетия.
По ней прихотливо стекают резные гирлянды, сверкающими брызгами рассыпаются позолоченные цветы и разорванные раковины-рокайли. Характер резьбы уже иной - неудержимая энергия органических форм сменилась утонченной грацией.
Совсем иным выглядит классицистический иконостас. Бурная динамика "флемской рези" и причудливая изысканность барочных храмов казались неуместными в продуманных, уравновешенных, гармоничных интерьерах классицизма.
Перед алтарем поднялись строгие колонны, портики, фронтоны. Иконы стали выглядеть лишь дополнением, цветными вставками, оживляющими архитектурную конструкцию.
Умаление роли священных изображений вызвало недовольство церкви: доходило даже до уничтожения "неудобных" иконостасов. Так по велению московского митрополита Филарета погиб один из иконостасов В.Баженова.
К середине XIX века не без влияния "ревнителей", подобных Филарету, вошли в обиход иконостасы в "русско-византийском" стиле. По конструкции и общему виду они напоминали "флемские", но заметно отличались от них сухостью форм и иным кругом декоративных мотивов.
Правда, влияние классицизма сказывалось еще достаточно долго: в Храме Христа Спасителя, например, был установлен иконостас в виде шатровой часовни - сени.
Его шатер и кокошники вполне вписывались в "русско-византийские" каноны, но само представление об иконостасе как об архитектурном сооружении малых форм отвечало классицистическим традициям.
Позднее была сделана и попытка возродить, в рамках стилистических поисков модерна, одноярусные преграды типа византийской. Такой иконостас установили в древнем соборе киевского Кириллова монастыря.
К сожалению, за годы советской власти иконостасы пострадали значительно больше, чем другие "принадлежности культа". Здания храмов можно было приспособить под зернохранилища и мастерские, изделия из драгоценных металлов продать за рубеж, иконы удавалось передать в музеи или разобрать по домам.
Иконостасы же уничтожались беспощадно. Говорят, из пепла одного иконостаса для нужд государства извлекали 8 граммов золота. Кое-что спасли энтузиасты - такие, как П.Д.Барановский, свозивший драгоценные фрагменты резьбы в Коломенское. Что-то уцелело чудом, что-то осталось в действующих церквах, ожидая своих исследователей.
Продолжение »
|