"Древнерусская иконопись". Из книги В.Шумкова
5. Иконография Апостолов
Иконы Омовения ног апостолам встречаются только в составе праздничных рядов иконостасов с эпохи Андрея Рублева (начало XV века).
Это событие, когда накануне взятия под стражу собравшийся со своими учениками на трапезу Христос в знак смирения омыл ноги всем двенадцати, включая предавшего его Иуду, предшествовало Тайной вечере.
Композиция таких икон строится по кругу - апостолы сидят вокруг стола, а изображенный слева (очень редко справа) Христос смиренно омывает ноги Петру.
На Тайной вечере (ужине) Христом было установлено таинство причастия (отсюда название вечери - тайная). И потому событие это можно было изображать не только с точки зрения того, как реально оно происходило, но и выражая его символическую сущность.
Изображения причащения апостолов были уже в самых первых русских храмах (София Киевская, собор Михайлова-Златоверхого монастыря XI века). Их помещали в алтаре, как бы зримо являя то таинство претворения вина и хлеба, что происходило каждый раз в этой части храма во время литургии.
Композиция причащения всегда строго симметрична. Христос изображался дважды по сторонам престола с киворием, на котором представлены все необходимые для осуществления таинства священные сосуды.
С одной стороны к Христу смиренно шествуют шесть апостолов, которых он причащает хлебом. С другой - еще шестерых он причащает вином. Поскольку такая композиция передает сокровенный смысл события, то принцип историзма в изображении апостолов нарушен - среди них представлены Павел, Марк и Лука.
Позднее, с развитием высокого иконостаса, скрывшего алтарь от взоров молящихся, изображение причащения апостолов перешло в состав сюжетов икон праздничного ряда (отдельно Причащение хлебом и Причащение вином), но чаще его помещали на сени центральных Царских врат иконостаса.
Во второй половине XVII века на сени Царских врат стали помещать изображение не причащения апостолов, а собственно Тайной вечери.
С XV века этот сюжет в своем реальном, а не символическом аспекте также включался в состав праздничного ряда иконостаса и композиционно походил на Омовение ног. В XVII веке, как на иконе знаменитого царского изографа Симона Ушакова, композиция Тайной вечери обрела симметричность.
К центральной фигуре сидящего за столом Христа склоняется юный апостол Иоанн - любимый ученик. А на переднем плане легко опознается Иуда, держащий в руках кошелек со сребрениками, полученными им за предательство.
Иконография Омовения ног и Тайной вечери основана на тексте Евангелия от Иоанна. К нему же восходят и иконы Уверения апостола Фомы.
На восьмой день по воскресении Христос явился апостолам, и Фома, ранее не поверивший тем, кто уже видел Иисуса воскресшим, вложил свои персты в Христову рану и уверился, что тот действительно воскрес во плоти.
В XI - XII веках композиция таких изображений была строго симметричной, а Христа представляли стоящим фронтально.
Позднее, в XIV веке, в ней появляется асимметрия - на заднем плане стали изображать изогнутую стену, ритмически перекликающуюся с согбенной фигурой Фомы в левой группе апостолов.
Один из важнейших праздников христианской церкви – Сошествие Святого Духа на апостолов (иначе он называется Пятидесятницей, поскольку всегда приходится на пятидесятый день по Пасхе).
Иконография праздника основана на тексте Деяний апостолов. На пятидесятый день после воскресения Христова, когда его ученики собрались вместе, на них снизошел Святой Дух и они обрели знание языков для проповеди христианства среди других народов.
Уже в Византии сложилась основная иконографическая схема таких икон.
На них изображали сидящими полукругом в триклиниуме двенадцать апостолов, держащих в руках символы церковного учительства - книги и свитки. Внизу в арке помещали либо несколько человеческих фигурок, персонифицирующих просвещаемые народы, либо старца в царском венце со свитком в руках, символизирующего Космос.
Такая иконографическая схема несколько отступала от текста Деяний - среди апостолов писали Павла, которого не могло быть в то время среди них.
Отступления, конечно, были не случайны - они позволяли более верно передать символическое значение сошествия Святого Духа. Но в середине XVII века, не без влияния западноевропейской традиции, в русской иконописи наметилось стремление изображать этот праздник в соответствии с исторической правдой, а не в символическом аспекте.
Известный иконописец, друг Симона Ушакова Иосиф Владимиров, на своей иконе из московской церкви Троицы в Никитниках полностью реформировал старую иконографическую схему, убрав фигуру старца и изображение Павла, но введя в композицию Богоматерь, поскольку согласно "Житию Богоматери", составленному греческим автором Симоном Метафрастом, она присутствовала при этом событии.
Во второй половине XVII века в русскую иконографию приходит цикл ранее неизвестных сюжетов, связанных с апостолами, - апостольские страсти. Страсти - это страдания, мученические казни апостолов. У каждого из них был свой путь.
И только апостол Иоанн Богослов, автор одного из Евангелий, имел мирную кончину. Петр и Филипп были распяты на кресте вниз головой; Павла, Иакова Зеведеева, Фому обезглавили мечами; Фаддея расстреляли стрелами.
Эти сюжеты были хорошо известны в западноевропейском искусстве, особенно в гравюре. В России они, как и Христовы страсти, также стали очень популярны.
Из икон с апостольскими страстями иногда образовывали даже особый ряд в составе высокого иконостаса, как это было в Большом соборе Донского монастыря. Но чаще страдания всех апостолов изображали на одной иконе с очень сложной композицией. Такие иконы были распространены с конца XVII столетия.
К XVIII веку относится икона из Великого Устюга, где от центральной фигуры Христа как бы отходят веером цветные лучи, завершающиеся сценами мучений каждого из апостолов.
Пострадав за веру, апостолы разнесли свет учения Христова по всему миру. Проповедь их была в большинстве случаев устной, но были среди них четверо, что стали авторами книг - Евангелий. У этих апостолов-евангелистов также была своя особая иконография и традиции изображения.
Продолжение »
|