Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Древнерусская иконопись". Из книги В.Шумкова

5. Иконография Апостолов

  
Архангел Гавриил
  

   Шумков В.  Иконопись

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Греческое слово "апостол" означает "посланник". Христианская церковь почитает апостолов как учеников Христовых, посланных им для просвещения его учением всего мира. Среди них различают так называемых апостолов из двенадцати и из семидесяти. Апостолы из двенадцати - те, кого Христос первыми избрал среди своих учеников, кто сразу после его крещения присоединился к нему. Это Андрей Первозванный и брат его Петр, Иоанн Богослов и брат его Иаков Зеведеев, Филипп, Варфоломей, Матфей, Фома, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев, Симон Зилот. Двенадцатым вместо Иуды Искариота, предавшего Христа, стал апостол Павел, который не знал Иисуса при его жизни. К семидесяти апостолам относятся те, кто был избран Христом позднее. Это Марк, Лука, Иаков, брат Господень, Клеопа и другие. Наиболее почитаемые - апостолы из двенадцати. Их изображения в православной художественной традиции встречаются чаще всего. При этом нередко в числе двенадцати изображали и наиболее чтимых апостолов из семидесяти - евангелистов Марка и Луку.
Церковный праздник, когда отмечается память всех Христовых посланников, называется Собором апостолов. Он приходится на 30 июня. Этому празднику посвящали особые храмы и писали иконы на этот сюжет. В Константинополе, столице Византийской империи, уже в древности был особый храм Апостолов, а начало их почитания восходит к эпохе Константина Великого. Икон, на которых был бы представлен Собор (то есть все двенадцать апостолов), известно очень мало - как византийских, так и русских. Редкий, можно сказать уникальный, образ такой иконографии, созданный в XV веке, происходит из новгородского храма Двенадцати апостолов на Пропастех. Апостолы представлены в рост, единой группой. Ядро композиции составляют изображения первоверховных апостолов Петра и Павла (их память отмечается на день раньше Собора апостолов - 29 июня). В более позднее время (XVI - XVII века) появился другой иконографический тип Собора апостолов, который также был чрезвычайно редок, - их изображали по пояс среди стеблей виноградной лозы.
Петр и Павел всегда были самыми почитаемыми среди апостолов. Поскольку их праздник приходится на летнее время, то русская народная традиция связывала их с сенокосной страдой, а Петр еще считался покровителем рыболовов и защитником от змей. Изначально носивший имя Симон и названный Петром (камнем) самим Христом, он был одним из ближайших его учеников. Отрекшийся невольно от учителя, когда тот был взят под стражу, он раскаялся и был прощен воскресшим Христом, который поставил его во главе своей церкви. Он проповедовал во многих странах, был первым епископом Рима, где и принял мученическую смерть при императоре Нероне. Апостол Павел происходил из знатного иудейского рода и носил сначала имя Савл. Он был жестоким преследователем христиан, но однажды на пути в Дамаск увидел свет с неба, от которого на время ослеп, и услышал голос Христа. Там произошло его обращение, после которого Павел стал одним из самых ревностных проповедников христианства во многих странах. За приверженность учению Христа он был казнен в Риме. Петр и Павел известны как авторы нескольких посланий к христианам всего света, в которых они излагали правила христианской жизни.
Изображения Петра и Павла существовали уже в первые века христианства. На одной из самых древних сохранившихся русских икон, датируемой XI веком и происходящей из новгородского Софийского собора, они представлены слегка повернувшимися друг к другу, обращающими взор к образу Нерукотворного Спаса. Существовал и иной тип их изображения, когда апостолов писали стоящими фронтально, но тип этот не получил широкого распространения. Редкая особенность иконы из Софийского собора - то, что Павел помещен здесь слева, а Петр справа. Эта особенность изредка встречается и в более поздних иконах этого сюжета и говорит о принадлежности их к новгородскому кругу. Обычно же Петра изображали слева, а Павла справа. Эта традиция сохранилась и тогда, когда образы обоих апостолов со временем вошли в состав деисусного ряда высокого иконостаса. Икону Петра помещали слева от центрального образа Христа следом за Богоматерью и Архангелом Михаилом, а Павла - справа, следом за Иоанном Предтечей и архангелом Гавриилом.
На иконах Петр обычно держит в руках свиток и ключи от рая, привратником которого он считается, а Павел - книгу. В конце XVIII века, когда усилилось влияние западноевропейской иконографии на русскую иконописную практику, их стали писать на латинский манер с орудиями страстей в руках - с крестом и мечом. Иногда в такие иконы вводили дополнительные сцены мученических казней обоих, как это сделал известный царский мастер Карп Золотарев на иконе 1694 года из иконостаса церкви Покрова в Филях.
Отдельные изображения других апостолов встречаются очень редко. К ним относится и известная новгородская икона "Апостол Фома" второй половины XIV века, на которой он представлен по пояс, прямо обращенный к молящимся. Со временем иконы других апостолов, помимо Петра и Павла, стали включать в состав деисусного ряда иконостаса. А в XVII веке широкое распространение получили так называемые апостольские Деисусы, то есть помимо Христа, Богородицы, Предтечи и двух архангелов, в этих рядах иконостаса помещали только изображения апостолов по шесть с каждой стороны, исключив из состава Деисуса святителей, преподобных, мучеников.
С изображениями апостолов мы постоянно встречаемся в сюжетных композициях, основанных на евангельских текстах. Ведь апостолы всегда были подле Христа и участвовали во всех важнейших событиях его жизни. Отметим лишь некоторые из них, в которых роль самих апостолов была чрезвычайно велика.  Продолжение »


"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet