"Древнерусская иконопись". Из книги В.Шумкова
5. Иконография Апостолов
Греческое слово "апостол" означает "посланник". Христианская церковь почитает апостолов как учеников Христовых, посланных им для просвещения его учением всего мира.
Среди них различают так называемых апостолов из двенадцати и из семидесяти. Апостолы из двенадцати - те, кого Христос первыми избрал среди своих учеников, кто сразу после его крещения присоединился к нему.
Это Андрей Первозванный и брат его Петр, Иоанн Богослов и брат его Иаков Зеведеев, Филипп, Варфоломей, Матфей, Фома, Иаков Алфеев, Иуда Иаковлев, Симон Зилот.
Двенадцатым вместо Иуды Искариота, предавшего Христа, стал апостол Павел, который не знал Иисуса при его жизни. К семидесяти апостолам относятся те, кто был избран Христом позднее. Это Марк, Лука, Иаков, брат Господень, Клеопа и другие.
Наиболее почитаемые - апостолы из двенадцати. Их изображения в православной художественной традиции встречаются чаще всего. При этом нередко в числе двенадцати изображали и наиболее чтимых апостолов из семидесяти - евангелистов Марка и Луку.
Церковный праздник, когда отмечается память всех Христовых посланников, называется Собором апостолов. Он приходится на 30 июня. Этому празднику посвящали особые храмы и писали иконы на этот сюжет.
В Константинополе, столице Византийской империи, уже в древности был особый храм Апостолов, а начало их почитания восходит к эпохе Константина Великого.
Икон, на которых был бы представлен Собор (то есть все двенадцать апостолов), известно очень мало - как византийских, так и русских.
Редкий, можно сказать уникальный, образ такой иконографии, созданный в XV веке, происходит из новгородского храма Двенадцати апостолов на Пропастех. Апостолы представлены в рост, единой группой.
Ядро композиции составляют изображения первоверховных апостолов Петра и Павла (их память отмечается на день раньше Собора апостолов - 29 июня).
В более позднее время (XVI - XVII века) появился другой иконографический тип Собора апостолов, который также был чрезвычайно редок, - их изображали по пояс среди стеблей виноградной лозы.
Петр и Павел всегда были самыми почитаемыми среди апостолов. Поскольку их праздник приходится на летнее время, то русская народная традиция связывала их с сенокосной страдой, а Петр еще считался покровителем рыболовов и защитником от змей.
Изначально носивший имя Симон и названный Петром (камнем) самим Христом, он был одним из ближайших его учеников. Отрекшийся невольно от учителя, когда тот был взят под стражу, он раскаялся и был прощен воскресшим Христом, который поставил его во главе своей церкви.
Он проповедовал во многих странах, был первым епископом Рима, где и принял мученическую смерть при императоре Нероне. Апостол Павел происходил из знатного иудейского рода и носил сначала имя Савл.
Он был жестоким преследователем христиан, но однажды на пути в Дамаск увидел свет с неба, от которого на время ослеп, и услышал голос Христа. Там произошло его обращение, после которого Павел стал одним из самых ревностных проповедников христианства во многих странах.
За приверженность учению Христа он был казнен в Риме. Петр и Павел известны как авторы нескольких посланий к христианам всего света, в которых они излагали правила христианской жизни.
Изображения Петра и Павла существовали уже в первые века христианства.
На одной из самых древних сохранившихся русских икон, датируемой XI веком и происходящей из новгородского Софийского собора, они представлены слегка повернувшимися друг к другу, обращающими взор к образу Нерукотворного Спаса.
Существовал и иной тип их изображения, когда апостолов писали стоящими фронтально, но тип этот не получил широкого распространения. Редкая особенность иконы из Софийского собора - то, что Павел помещен здесь слева, а Петр справа.
Эта особенность изредка встречается и в более поздних иконах этого сюжета и говорит о принадлежности их к новгородскому кругу. Обычно же Петра изображали слева, а Павла справа.
Эта традиция сохранилась и тогда, когда образы обоих апостолов со временем вошли в состав деисусного ряда высокого иконостаса.
Икону Петра помещали слева от центрального образа Христа следом за Богоматерью и Архангелом Михаилом, а Павла - справа, следом за Иоанном Предтечей и архангелом Гавриилом.
На иконах Петр обычно держит в руках свиток и ключи от рая, привратником которого он считается, а Павел - книгу.
В конце XVIII века, когда усилилось влияние западноевропейской иконографии на русскую иконописную практику, их стали писать на латинский манер с орудиями страстей в руках - с крестом и мечом.
Иногда в такие иконы вводили дополнительные сцены мученических казней обоих, как это сделал известный царский мастер Карп Золотарев на иконе 1694 года из иконостаса церкви Покрова в Филях.
Отдельные изображения других апостолов встречаются очень редко. К ним относится и известная новгородская икона "Апостол Фома" второй половины XIV века, на которой он представлен по пояс, прямо обращенный к молящимся.
Со временем иконы других апостолов, помимо Петра и Павла, стали включать в состав деисусного ряда иконостаса.
А в XVII веке широкое распространение получили так называемые апостольские Деисусы, то есть помимо Христа, Богородицы, Предтечи и двух архангелов, в этих рядах иконостаса помещали только изображения апостолов по шесть с каждой стороны, исключив из состава Деисуса святителей, преподобных, мучеников.
С изображениями апостолов мы постоянно встречаемся в сюжетных композициях, основанных на евангельских текстах. Ведь апостолы всегда были подле Христа и участвовали во всех важнейших событиях его жизни. Отметим лишь некоторые из них, в которых роль самих апостолов была чрезвычайно велика.
Продолжение »
|