Андрей Рублев - на главную

Биография

Мир Рублева

Произведения

Эпоха Рублева

Святая Троица

Круг Рублева

Хронология

Карта сайта

Антология

Иконостас




     


"Древнерусская иконопись". Из книги В.Шумкова

6. Иконография Евангелистов

  
Архангел Гавриил
  

   Шумков В.  Иконопись

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Приблизительно к середине XIV века в русском искусстве сложилась традиция помешать изображения четырех евангелистов на царских вратах иконостаса, а уже в следующем столетии такой вариант оформления врат становится превалирующим, вытесняя древнюю традицию изображения на них отцов церкви. Одним из ранних таких памятников были созданные для одного из храмов Твери медные царские врата, выполненные в технике золотой наводки, а среди живописных произведений - врата иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря.
Наряду с общим для всех евангелистов типом изображения некоторые имели свои особые иконографии. Автор третьего Евангелия - апостол Лука - иногда предстает не за созданием Евангелия, а пишущим икону Богоматери. Эта иконография отразила древнее предание о Луке как авторе первого иконописного образа Богородицы, который она сама благословила.
Лука, апостол из семидесяти, был уроженцем Антиохии. Сын богатых родителей-язычников, он получил хорошее образование и стал врачом. Крещение Лука принял от апостола Павла, стал его спутником, и написанное им Евангелие было во многом вдохновлено его учителем. Проповедовал в Ливии, Египте, Фиваиде и Фивах. Помимо Евангелия Лукой была написана еще одна книга из состава Нового Завета - Деяния апостолов. Он писал на греческом языке и в своих сочинениях обращался прежде всего к язычникам. По-видимому, именно с этим связан тот факт, что апостолу Луке часто посвящали храмы в только что просвещенных светом Христовой Веры землях. Известно, что были они и на Руси: в Новгороде как на Софийской, так и на Торговой стороне города уже в XII веке было по одному посвященному Луке храму.
Предание о том, что Лука был и иконописцем, восходит к VI веку. Со временем оно дополнялось, и свидетельства о нем можно найти у многих авторов, в том числе в сочинениях Иоанна Дамаскина. Согласно этому преданию, написанная Лукой икона Богоматери с младенцем в V веке была прислана из Иерусалима в Константинополь, где была поставлена в монастыре Одегон. Это и была одна из самых чтимых в восточнохристианском мире богородичных икон - Богоматерь Одигитрия. Позднее Луке стали приписывать еще целый ряд чудотворных икон Богоматери (в том числе Владимирскую). Предание о Луке-художнике было чрезвычайно распространено и в западном христианстве, где в средневековую эпоху в городах создавались многочисленные братства и гильдии художников, носящие имя апостола Луки.
Изображения Луки-иконописца появились в византийской традиции сравнительно поздно - только в XIV веке. Позднее они стали известны и на Руси. Такие изображения встречаются как в миниатюрах Евангелий, так и в иконописи. Одна из замечательных икон на этот сюжет, где Лука пишет позирующую ему Богоматерь, была создана в Пскове в XVI веке и находилась в знаменитой церкви Успения с Пароменья (сейчас в Псковском художественном музее).
Особую иконографию имел и автор позднего Евангелия - Иоанн Богослов. В юности он был рыбаком на Генисаретском озере, а затем ушел в пустыню к Иоанну Предтече, который и указал ему на Христа как на Мессию. Юный Иоанн был одним из самых любимых учеников Христа, который брал его с собой на гору Фавор и сделал одним из свидетелей своего Преображения (он всегда изображается на иконах этого сюжета). Во время Тайной вечери Иоанн "возлежал на груди" Христа (это тоже можно видеть в иконописи), а перед Распятием (на таких иконах Иоанн также всегда присутствует) учитель поручил его заботам свою мать. Богородица до самого своего Успения жила в доме Иоанна в Иерусалиме, а затем тот отправился проповедовать христианство в малоазийский город Эфес. Из Эфеса он был сослан на остров Патмос, где ему было божественное откровение о конце мира (Апокалипсис). Со слов Иоанна оно было записано его юным учеником Прохором и также вошло в состав Нового Завета. Свое Евангелие, заметно отличающееся по описываемым событиям от Евангелий Матфея, Марка и Луки и существенно их дополняющее, Иоанн написал позднее, по возвращении в Эфес, где и умер, будучи 113-летним старцем. Позднее возникла легенда, что Евангелие также было написано Иоанном на Патмосе, и его подлинник остался там на хартиях, а в Эфес была привезена копия.
С пребыванием на Патмосе связан и самый распространенный тип изображения Иоанна - сидящего на фоне пещеры, в которой он жил, и диктующего Прохору текст Откровения. Такие сюжеты использовались в книжной миниатюре, причем Премудрость рядом с Иоанном не показывали. Ее заменял божественный луч, к которому Иоанн обращал свой взор.
Часто этот тип изображения использовался в иконах Иоанна Богослова, нередко сопровождавшихся клеймами со сценами его жития. Одна из самых замечательных таких икон, созданная в начале XVI века и хранящаяся в Третьяковской галерее, несет в себе свет великого искусства Дионисия. Интерес к Иоанну Богослову на рубеже XV - XVI веков на Руси был связан с ожидавшимся концом мира, о котором и поведал в своем Откровении апостол. В те же годы начинают создавать иконы, иллюстрирующие Апокалипсис. Самая знаменитая икона на этот сюжет находится в Успенском соборе Московского Кремля. Композиция ее очень сложна. Не желая упустить ни одной детали текста, художник как бы переносит на ограниченную в размерах плоскость иконной доски монументальную композицию стенной росписи. Нежный, прозрачный "дионисиевский" колорит снимает ощущение трагизма, которое несет в себе текст Апокалипсиса, преображает его в духе идей того времени, когда создавалась икона.
Известны и традиционные фронтальные изображения Иоанна в иконе, как поясные, так и ростовые. Нередко его изображали вместе с его символом - орлом, как на иконе Тихона Филатьева конца XVII века из собрания музея "Новодевичий монастырь". Но, пожалуй, самая оригинальная его иконография, получившая широкое распространение с XVII века, - "в молчании". На таких, обычно небольших, иконах Иоанна писали погрудно или по пояс, приложившим пальцы к устам (жест, означающий молчание). Этот тип изображения связан с тем, что перед бывшим ему Откровением Иоанн проводил время в безмолвии.
"Благую весть" принес Христос людям. Его ученики-евангелисты сохранили ее в Евангелиях, составивших основу Нового Завета. Не случайно, что с древности существовало особое уважение к этим людям, нашедшее отражение и в их изображении. В этом проявилось и особое отношение к письменному слову как источнику Божественного знания, традиционно бытовавшее в Древней Руси.  Продолжение »


Реклама:
» 

"Андрей Рублев", 2006-2016, me(a)andrey-rublev.ru

LiveInternet