"Древнерусская иконопись". Из книги В.Шумкова
7. Апостол первозванный
"Одно предание до нас
Дошло и облеклось в рассказ.
Когда апостол Первозванный
Андрей из края в край блуждал,
Как проповедник неустанный,
И в Скифии распространял,
Во славу Нового Завета,
Лучи евангельского света,
Тогда в том месте, где теперь
Вознесся Киев горделиво,
А прежде рыскал только зверь
Да пробегала лань пугливо
И скиф, властитель этих мест,
Пускал стрелу вдогонку лани, -
Там водрузил апостол крест,
Сказав пророчески заране:
"Здесь будет город, и молва
О нем дойдет до стран далеких " -
Сбылись апостола слова..."
Д.Д.Минаев
Апостол Андрей, брат апостола Петра, был одним из учеников Иоанна Крестителя. Когда Христос принял от Иоанна крещение на Иордане, то первым, кого он призвал к себе, был Андрей. Поэтому апостола Андрея и называют Первозванным.
К апостолу Андрею на Руси с древних времен было особое отношение, что связано с легендой о его путешествии на Русь. Деяниям Андрея было посвящено множество греческих сочинений, переведенных на славянский язык после создания Кириллом и Мефодием славянской азбуки и широко распространенных в Древней Руси.
Позднее сложились новые сказания, имеющие русское происхождение. Все эти сочинения, излагавшие житие Андрея, были посвящены миссионерским деяниям апостола и его мученической кончине.
После того, как на пятидесятый день по воскресении Христа на апостолов сошел Святой Дух, они направились в различные концы земли с проповедью христианства. Андрею в удел достались земли, лежащие к югу, востоку и северу от Черного моря.
Местопребыванием своим он избрал город Синоп, откуда направлялся в свои путешествия. Среди сказаний о них есть такие, что носят фантастический характер. Однажды на корабле, ведомом кормщиком - неузнанным Христом, Андрей приплыл в страну антропофагов (людоедов), чтобы освободить томящегося там в тюрьме апостола Матфея.
Обратив антропофагов к Богу и крестив их, он вместе с апостолами Петром, Матфеем, Руфом и Александром направился в страну варваров. Много чудес было совершено апостолами, прежде чем жители этой страны обратились в христианство.
Услав за хлебом пахаря, обрабатывавшего землю, апостолы сами выполнили его работу - Андрей пахал, а Петр сеял. К возвращению пахаря на поле уже колосился урожай. Когда же варвары, не желая пустить апостолов в город, поставили в воротах нагую блудницу, по молитве Андрея ангел поднял ее за власы на воздух, и путь стал свободен.
В других сказаниях об Андрее повествуется о его четырех миссионерских хождениях уже не в фантастические, а реальные страны. В третьем своем путешествии апостол посетил земли, лежащие к востоку и северу от Черного моря - Грузию, Кавказ, Пантикапей, Феодосию, Херсонес Таврический, а далее направился в Рим, к которому посуху в ту пору можно было попасть только окружным путем - через Русь.
Поэтому из Херсонеса он вместе с учениками двинулся далее на север по Днепру и пристал на ночь к берегу у Киевских гор. Там ему явилась Богородица, а утром апостол предрек, что на этих горах воссияет благодать истинной веры, воздвигнется великий город, и водрузил на горе крест.
Позднее на том месте, где был поставлен крест, возвели церковь во имя апостола Андрея. Храм, выстроенный в 1747 - 1753 годах в стиле барокко по проекту знаменитого архитектора Бартоломео Растрелли, и поныне гордо возвышается над киевским Подолом - древнейшей частью "Матери городов русских".
Затем апостол с учениками отправился еще далее на север - в землю словен. Легенда, сложившаяся не ранее XVI века, гласит, что недалеко от того места, где позднее был возведен Новгород Великий, апостол Андрей водрузил свой жезл. Считается, что это произошло там, где затем возникло село Грузино, в котором издавна находился храм во имя апостола Андрея.
Свое последнее, четвертое, путешествие Андрей совершил в Византию. Именно он просветил светом Христовым эту впоследствии великую православную державу. Достигнув города Патры Ахайские, Андрей принял мученическую казнь на косом кресте. Такой крест по имени апостола стал называться "андреевским"»
В русской иконописи отдельные изображения апостола Андрея нечасты. В древности они были и вовсе единичными. Его образ иногда включали в состав деисусного ряда иконостаса. Такая икона была в так называемом Васильевском чине - иконостасе, созданном артелью Андрея Рублева в начале XV века для Успенского собора во Владимире.
Интерес к образу апостола Андрея возрастал со временем. В XVI веке, в эпоху Ивана Грозного, он стал почитаться как креститель Руси, а в следующем столетии - как небесный покровитель России.
В XVII веке в иконопись приходят и новые сюжеты, связанные с Андреем Первозванным. Основываясь на композициях гравюр из лицевых иллюстрированных Библий голландской печати, русские мастера стали изображать так называемые "страсти апостольские" - сцены их мученической кончины. Не был исключением и апостол Андрей.
Сцена его распятия, восходящая к гравюре из широко популярной в России во второй половине XVII века Библии Пискатора, изображалась и в иконах, и в монументальных храмовых росписях.
Одна из редчайших по сюжету икон, связанная с апостолом Андреем, находится в московской церкви Ивана-воина на Якиманке. Она стоит в нижнем ряду иконостаса слева от Царских врат. Как свидетельствует надпись на ней, икону создал в 1701 году известный царский изограф Тихон Филатьев.
На ней изображено видение Богоматери апостолу Андрею на горах Киевских. Появление такой иконографии в русском иконописании в Петровскую эпоху было не случайным. В царствование Петра I почитание апостола Андрея в России достигло наибольшей значимости. А орудие его страстей - косой "андреевский" крест - стали изображать на флаге молодого русского флота.
В начало книги »
|